Библиотека

23/11 Будьте бдительны

Или критики на боевом посту Наши критики, что чиновники. Причем зачастую силовых ведомств. Нравится им раздавать оплеухи, вешать ярлыки, работать по сигналам общественности и распутывать клубки тайных заговоров. То Сергей Беляков выдает: «Накаркали». Это после взрывов в московском метро критик начал рассуждать о «литературе в поясе шахида». И в этих его рассуждениях, конечно, самое забойное …

23/11 Цирроз времени и власти

Времена Лично я очень грущу, что живу в унылое время. Время безгеройное, период торжества серости. Все это называется убогим словом «стабильность». Мы шатаемся то от навязанных либеральных и диких рыночных ценностей, когда нам говорили, что божественный рынок сам все устроит, организует, преобразит дивным образом варварскую страну. Сейчас выводим нового абсолютного кумира – закон, говорим о …

23/11 «Асан» pro et contra

Сергей Беляков: До выхода романа «Асан» все говорили, что премия у Маканина в кармане. Но вот роман появился, сначала в «Знамени», затем вышел отдельным изданием. Чем больше людей его читали, тем больше нарастало недоумение, которое сменилось раздражением, особенно после того, как «Асан» получил трехмиллионную «Большую книгу». Против Маканина сложился целый фронт от Аллы Латыниной в …

23/11 «Гламур» шагает по стране

Гламур — модное словцо, которое уже преследует нас повсюду. Слово от которого кажется, невозможно отделаться, слово-паразит. Еще пару-тройку лет я и понятия не имел что это за диковинка. А сейчас это уже и особый термин и характеристика, которую можно применять как к человеку, так и к какому-нибудь явлению. Гламурное — это и определение нашего времени, …

23/11 Новая критика распрямила плечи

Энергичная статья Валерии Пустовой “Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм” вызвала разные отклики. И все чаще, знакомясь с ними, чувствуешь, что их авторы почувствовали себя во многом уязвленными. Дело здесь не в личных обидах. Сама жанровая форма показалась непривычно смелой — еще бы, манифест! Допустим ли он сейчас, не чрезмерная ли это …

23/11 Письмена нового века

I Новый реализм с перебитой гортанью Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным. Н.В. Гоголь. Мертвые души «Совсем на днях Алешу Калашникова убили ни за что ни про что. Мне невыносимо представить. Знакомый молодой поэт. Пил. Ходил всегда в костюме, галстук с запонкой, очки в золотой оправе. …

23/11 Двадцатилетние «пенсы»

Давно хотел что-то подобное гневное написать. Собственно и начал, несколько месяцев на рабочем столе блуждал файл-полуфабрикат, в котором никак не мог поставить точку. Пост Германа Садулаева «Поколение трусов» побудил меня выплеснуть медленно созревающие эмоции. «Поколение трусов» – нечто мещански-обволакивающее, «как бы устроиться, так чтоб в тепле, а высовываться не надо». На все всегда найдется оправдание. …

23/11 Ереси Василия Авченко

Документальный роман Василия Авченко «Правый руль» – свидетельство и фиксация разлома страны, которая всё более превращается в «конструкцию», причём «странную», гибридную: «квазисоветскую по форме и антисоветскую по содержанию». Страна едина только формально, и «мы ужасно мало знаем друг о друге». Мы действительно мало знаем друг о друге. О той же Сибири, да и о Дальнем …

23/11 Суровая мистика сапога

Повесть Сергея Шаргунова “Ура!” как свидетельство и симптом Сейчас много говорят о необходимости манифестального начала в литературе. Проснулась жажда сильной, во весь голос заявки, манифеста, мощной оригинальной позиции. Критик Валерия Пустовая “манифестом новой жизни” назвала однажды повесть Сергея Шаргунова “Ура!”, впервые напечатанную “Новым миром” (2002, № 6) (Валерия Пустовая. Манифест новой жизни / Пролог. Молодая …

23/11 В ожидании героя

Андрей Рудалев: Как-то в свое время я все порывался написать статью под рабочим названием «Печорин как экзистенциальный герой». Перечитывая «Героя нашего времени» был поражен актуальностью его звучания, особенно в плане изображения и прорисовки образа персонажа. Чацкий, Онегин, Базаров, Обломов, Раскольников – все это хрестоматийные вечные герои (по крайне мере, применительно к русской душе). Все мы …