Главная тема

23/11 Почему Россия не Европа

Европейская общность строится на культурных ценностях, политических институтах и сходном социальном устройстве многих государств. Европа – это особый мир, особая цивилизация. Но Россия – тоже цивилизация, только немного иная.   Мы не европейцы, мы просто русские. Николай Страхов. Гданьск – красивейший город Европы. В историческом центре можно полюбоваться на бережно восстановленные из руин — немцы …

23/11 Почему Россия не Финляндия?

Почему тогда Россия – не Финляндия? Почему Финляндия в первой десятке стран с наилучшими условиями для жизни, а мы в последнем ряду, за Монголией? Почему у финнов ВВП на каждую христианскую душу – более 35000 долларов, а у нас меньше в разы   Меня никогда всерьёз не интересовал вопрос, почему Россия не Америка. Ну не …

23/11 Православие лайт

се они мздоимцы в церковь ходят, чтобы им грехи отпустили и индульгенцию на новые выдали, разве нет?.. А копнуть поглубже, то получается, что именно оно задушило в стране первые зачатки Ренессанса, из-за чего русская культура до сих пор несет ярмо ущербности. Сотвори религию себе сам – таков один из настойчиво внушаемых догматов нового времени. Вообще …

23/11 Возвращение великой книги

Нет смысла передавать сюжет романа «Своим чередом». Потому что, допустим, беглый пересказ «Илиады» Гомера тоже не даст представления о великой поэме. Переиздание этой книги – огромное событие в духовной жизни России. (И в моей собственной жизни тоже.) Пусть тираж – 1000 экземпляров, пусть молчат о ней «заводилы» громких литературных премий (им можно посочувствовать: они лишены …

23/11 Очень субъективное чтение Анатолия Байбородина, или О заповеди радости

Не верь человек человеку и прежде всего тому, который в тебе. Могу разувериться и отказаться от всех своих критически-филологических замечаний по поводу этих трёх его текстов, от радости – не откажусь. И жду этой радости от Анатолия Байбородина. Как прилежная ученица, долго и радостно думала над тем, что мне предстоит написать о Толе Байбородине. И …

23/11 «Русский Запад» – культурная провинция дикой столицы

Немало был удивлен, узнав, что книжный форум «Русский Запад» проходит в Великих Луках уже в седьмой раз. В этот неприметный с первого взгляда город Псковской области съехались не только местные библиотекари, но и их коллеги, а также книгоиздатели и представители общественных литературных объединений из Санкт-Петербурга и Москвы.   Когда поезд с Рижского вокзала тронулся в …

23/11 Время еще не остановилось

Ни один философский или социальный тезис в «Кабале» не кажется серьезным. Кажется, что автор с усмешкой высыпает идеологическую атрибутику из запыленного и рваного мешка на чистый лист бумаги, жаждущий слов правды, искренности и надежды. Однако в усталом сердце уже почти нет веры словам и обещаниям, и потому герои Потемкина люди душевно изувеченные. Роман Александра Потемкина …

23/11 Триумф красоты и преодоление бесформенности

В трудах Отцов Церкви «красота» является многозначным понятием и вырастает в образ-символ, так как имеет сакральное категориальное значение. В первую очередь, «красота», украшенность у Григория Нисского тесно связана с центральным догматом христианского Шестоднева: понятием «образа и подобия». Мир наш постоянно прикрашивается, эстетствует. Он активно на развес спекулирует эстетическими категориями, которые уже являются совершенно размытыми факультативными …

23/11 Неоконченная сказка

Лучшее в романе – русский язык, богатый и чистый: «…В рукаве рясы проснулся котёнок, сладко мяукнул. Котёнок вылез из тьмы рукава – весь рыжий – и, мягко мурлыча, попытался лапкой раскачать тяжело свисающую с тонкой шеи батюшки золотую цепь с увесистым золотым крестом. Человека встречают по одёжке, а книгу по обложке или переплёту. А ещё …

23/11 О власти, партии, культуре

Конечно, речь не идет о том, чтобы «запретить» евангельские сопереживания современным художникам. Вся проблема в понимании возможностей именно искусства, в средствах и приемах интерпретации, доступных ему и не оскверняющих священного смысла. Еще недавно так горячо клеймилась всяческая партийность в искусстве, а сегодня прежние оппозиционеры ретиво и откровенно проталкивают новое партийное искусство через резервы и ресурсы …