Владимир Варава
23/11 От умозрения в красках до литературоцентризма русской философии и философичности русской литературы
Одному из наиболее видных немецких философов XX века Гансу Гадамеру принадлежит интересное и важное наблюдение, граничащее со столь редким признанием западного мыслителя откровенно высказаться о состоянии своей культуры. Он говорит, что в XIX-XX вв. университетская, то есть академическая, научная философия утратила свое значение и влияние в европейской культуре. Философия, основанная на исключительно рационалистическом способе мышления, …
23/11 Жить скучно — умирать страшно
Корректировка постоянно сбивающихся в уме человека понятий «идолы» и «идеалы» — есть нравственная задача русской философии, и если она не выполняет ее, то сумятица в умах достигает невероятных размеров… Разговор об идолах и идеалах был глубоко и весомо начат русской философией еще в XIX веке. Русская жизнь, включая ее бытийный и культурный пласты, всегда была …
23/11 Духовное самоопределение русской интеллигенции
Консерватизм и либерализм: отечественный контекст Понятия «консерватизм» и «либерализм» прочно вошли в сознание философской, социологической, политической мысли в России. Реальность, стоящая за этими понятиями, представляется настолько самоочевидной, что почти не возникало сомнения относительно правомерности их употребления в отечественном контексте. И все же здесь есть один очень существенный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Дело …
23/11 «Святость слова»
Каждый народ имеет свою и только свою философию, кото рая является главным добытчи ком Мудрости. Если философия задушена, то больна вся нация. Прорваться к русской филосо фии, к ее задачам, положенных ей Небом, к ее своеобразию, зна чит дать нам надежду на под линное Бытие в мире. Создать РУССКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ МЕТАФИЗИКУ на основе ко ренных …
23/11 Апофатические этюды
Таинственная Тайна Если Ничто не имеет смысла, то это не значит, что смысла не имеет Все. Ничто может пониматься совершенно различным образом. И как «ничто не вечно под луной»; это значит, что власть времени абсолютна. «Ничто не вечно», все подвергается его истребляющей сути; по крайней мере в «подлунном», то есть эмпирическом мире. Абсолютного смысла …
23/11 Нирваха-конь
(Былинка-сказ) – I – Жила на свете кобылица, словно вольная голубица. Красоты-высоты была она необыкновенной, да дерзновенной, и звали ее Белая Жеребица. Ни мало она проскакала-пролетала, землю протоптала. Дети ее – лихие конята-жеребята, давно разбежались-разлетелись, все в родной земле прютились-пригодились; а суженый-любимый, удалой конь ретивый, сложил голову буйну на поле битвы-ловитвы, и осталась Белая Жеребица …
23/11 Апофатические этюды
Ожидание «И нынче чего ожидать мне, Господи? Надежда моя на Тебя» (Пс. 38;8) «Мы смерти ждем как сказочного волка…» О. Мандельштам Что чувствует приговоренный к смерти за минуту до приведения приговора в действие? Что чувствует влюбленный после первого свидания? О чем думает ученый, ставя вожделенный эксперимент? Что ощущает пациент, подозревающий у себя какую-то болезнь, …
23/11 Русский «гендер»
Мир не хочет быть плоским и ясным, как доска, как день, как утро, как биржа… В. В. Розанов Разрушение семьи (уже не святости брака, не метафизических основ, а “биологии”) достигло сейчас невероятных размеров. Вакханалия программы “планирования семьи” (РАПС) своей псевдочеловеческой риторикой застилает глаза многим родителям. Сегодня, можно сказать, спланировано организованное разложение семьи и организованное разложение …