Сергей Беляков

21/05 Дракон в лабиринте: к тупику нового реализма

Старинные историки преподносят нам восхитительный вымысел в форме фактов, современный романист преподносит нам скучные факты под видом вымысла. Оскар Уайльд   Тучи над постмодернизмом появились давно. То одно облачко из забытой страны реализма появится, то другое, принося авторам, вынужденным на старости лет осваивать “новый сладостный стиль”, надежду: вот-вот молодые наиграются, затоскуют по реализму, а мы …

21/05 Критика без анестезии

Екатеринбург одни называют “третьей литературной столицей”, другие — самой обыкновенным провинциальным городом. Кто прав, сказать трудно. Мне кажется, что наша литературная жизнь уже давно балансирует между столичностью и провинциальностью. Одни литераторы вытягивают нас на столичный уровень (не много их, но ведь хорошие писатели всегда в меньшинстве), другие затягивают в провинциальное болото. Самое интересное, что последние, …

21/05 Слово для защиты: постскриптум о Юрии Олеше, или Опыт автогерменевтики

Уж много месяцев прошло с того времени, когда в 10-м номере “Урала” за 2004 год вышла моя статья “Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша”. Ни одна из моих статей или рецензий не вызывала столько откликов. Откликов в основном отрицательных. Не стал бы я на них отвечать (сколько людей — столько мнений, банально, но …

21/05 Автомат в руках ребенка: историческая правда и мифология войны

Пролог Мне посчастливилось застать то время, когда ветеранов Великой Отечественной можно было встретить в каждом дворе: не только по праздникам, но и в будние дни они носили на пиджаках орденские планки, а то и сами ордена и медали. Я смотрел на них, завидовал им, восхищался: герои, победившие в той славной войне. Я помню, что на …

23/11 Три портрета на фоне войны

Где-то за рощей хлопнул выстрел. Другой. И пошло, и пошло!.. — Бой неподалеку! – вскрикнул Пашка. — Бой неподалеку, – сказал и я, – это палят из винтовок. А вот слышите? Это застрочил пулемет. — А кто с кем? – дрогнувшим голосом спросила Светлана. – Разве уже война? Первым вскочил Пашка. За ним помчалась собачонка. …

23/11 Акунин как мистер Хайд

Акунин прославился как мастер стилизации, требовавшей эрудиции и мастерства. Детективный сюжет привлекал народные массы, а читатель взыскательный находил в книгах о сыщике Фандорине и монахине Пелагии остроумную и тонкую игру с русской и европейской классикой. Этим Акунин и «купил» наших интеллектуалов – даже снобистская журнальная критика до поры до времени Акунина жаловала. Литература на костылях …

23/11 Цена Победы: переоценка

Дело о 20 миллионах 30 лет профессиональные историки послушно повторяли: «20 миллионов». Это звучало с уверенностью «Волга впадает в Каспийское море», а ведь знали, что Хрущев взял цифры с неба. Не обманывают ли теперь? И не поверили. В газетах появились другие цифры: 40 млн, 50 млн и даже 100 млн! Позднее появились монографии. Их авторы …

23/11 Правда, увиденная своими глазами

Россия через разную оптику «И я всмотрелся в них, и оказалось, что это маги, а царь их города — гуль, и всех, кто приходит к ним в город, кого они видят и встречают в долине или на дороге, они приводят к своему царю, кормят этим кушаньем и мажут этим маслом, и брюхо у них расширяется, …

23/11 Географ и его боги

Алексей Иванов Алексею Иванову пришлось завоевывать внимание читателя дважды. В 1990 году повесть двадцатилетнего автора напечатал популярный среди любителей фантастики “Уральский следопыт”, который выходил тогда полумиллионным тиражом[1]. Дебют оказался успешным. В рейтинге популярности фантастов- авторов “Уральского следопыта”, составленном читателями, Иванов занял второе место, уступив Владиславу Крапивину и опередив братьев Стругацких[2]. В 90-е годы Иванова печатать …