Сергей Беляков

15/09 Писатели и самоубийство

Литературная матрица.  Учебник, написанный писателями. Сборник. В двух томах. СПб., «Лимбус Пресс», «Издательство К. Тублина», 2010, т. 1, 464 стр.; т. 2, 792 стр.   Вопреки смелому подзаголовку, перед нами, конечно же, не учебник, а книга для чтения. Редакторы-составители — Вадим Левенталь (автор идеи), Павел Крусанов и Светлана Друговейко-Должанская, честно признаются: «Литературная матрица» не заменит …

09/07 Парижский мальчик Георгий Эфрон между двумя нациями

У меня нет ни капли французской крови, но в моих жилах течет кровь Франции. Ромен Гари В истории литературы Георгий Эфрон, более известный под домашним именем Мур, остался лишь сыном Марины Цветаевой. Да, он мог бы стать известным литературоведом, переводчиком. А мог сделать карьеру политического аналитика, специалиста по международным отношениям. Предпосылки к этому были: в …

21/05 Мальчик, девочка, ангел и литературный маркетинг

— Как вы пишете? Ведь это же уму непостижимо! Мужчина любит женщину. Ведь это же неприлично! Однополая любовь? Тоже уходящая натура. Уныло отражаете мерзкую реальность? Продвинутое искусство давно исчерпало ее и оставило догнивать на задворках. Взываете к чувствам и разуму читателя? Да читатель литературных журналов занесен в книгу исчезнувших биологических видов. А разум выживших вызывает …

21/05 Хороший плохой писатель Олеша

I. ПОЧТИ ПО ГОФМАНУ Однажды с Юрием Карловичем Олешей произошла история, дневниковая запись о которой вошла в книгу “Ни дня без строчки”. Как-то он читал роман известного беллетриста Шеллера-Михайлова, спокойно анализировал, отмечая профессионализм автора и вместе с тем сознавая, сколь это второразрядная литература. Но вот он перевернул страницу, и, по его словам, исчезла книга, исчезла …

21/05 Этюд в красно-коричневых тонах

Да, этюд, не более. Большой, в масштабе 1:1, портрет уже написан Львом Данилкиным[1], автором самого основательного исследования о Проханове. Но тема далеко не исчерпана. “Человек с яйцом” вышел два года назад. С тех пор Проханов успел выпустить несколько романов в издательствах “Амфора”, “Вагриус”, “Эксмо” и уйму передовиц в газете “Завтра”. Плодовитость ему свойственна. Трудно сказать, …

21/05 Другой России не будет

Прошлое России чудовищно, настоящее невыносимо, о будущем же страшно и помыслить. Так, перефразируя Бенкендорфа, можно было бы рассказать о взглядах историка Юрия Афанасьева, культуролога Алексея Давыдова и философа Андрея Пелипенко на Россию и российскую историю. Они, по всей видимости, любят свою страну, пусть и «странною любовью», а какого же нормального человека, патриота России, не беспокоят …

21/05 На чужом поле

“Gород Gротеска”, 2004-2005, №№ 1-3. Появление нового литературного журнала — явление само по себе замечательное, ни один порядочный критик такое событие не обойдет. Не обошел бы читатель. К сожалению, в наше время тиражи даже таких журналов, как “Знамя”, “Новый мир”, “Октябрь”, стали столь мизерными, что не всякий студент-филолог подозревает об их существовании. Еще печальней судьба …

21/05 Другой народ

Венедикт Станцев. Диво-дивизия. Документальная повесть. — Екатеринбург: “Банк культурной информации”, 2005. За последние лет пятнадцать отношение многих, в особенности интеллигентных людей, к Великой Отечественной переменилось. Осталось и уважение к ветеранам, и преклонение перед теми, кто с войны не вернулся. Но появилось нечто новое. Прежде на ветерана смотрели как на героя, на победителя. Теперь стали относится …

21/05 Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша

Нет на свете человека без национальности. Космополитизм — не более чем химера, самообман. Граждан мира нет. Истинный гражданин мира должен был бы быть неким культурным гибридом — человеком равно близким французу и китайцу, зулусу и немцу, эстонцу и жителю Андаманских островов. Он должен был стать христианином и конфуцианцем, индусом и мусульманином, иудеем и кришнаитом. Можете …

21/05 Оптические эффекты

Заметки о творчестве Ольги Славниковой 1 Вы читали последний роман Ольги Славниковой? Я не раз задавал этот вопрос, пытаясь завязать интересующий меня разговор. Однако разговора не получалось. Я говорил об оригинальности ее прозы, об удивительном мастерстве. Мои обычные собеседники на этот раз почему-то не проявляли интереса, а если и соглашались со мной, то как-то вяло. …