Капитолина Кокшенева
29/03 Нигилизм и «новые люди»
(Современные акценты литературной полемики второй половины XIX века) Проблема нигилизма для современного культурного сознания чрезвычайно актуальна. Ведь именно «нигилизм» часто является мировоззренческим ядром тех, кто «борется за новое», кто «сбрасывает классиков с корабля современности», кто (что особенно заметно сегодня) цинично и глумливо называет свое культурное воровство «заимствованием» у классиков. Все эти «новые люди» в культуре …
23/11 Война ценностей. Два Ивана. Часть 1
На недавнем заседании киноклуба аудитория была достаточно молодой и с жаром обсуждала просмотренный фильм «Воспитатели». Он был создан в 2004 году режиссером Хансом Вайнгартнером (Hans Weingartner). Фильм, обозначенный в прокате как «комедия, детектив», в нашей аудитории обсуждался под грифом «политическое кино». Ну что ж, когда в реальности у нас теперь нет ни политического театра, ни …
23/11 В сторону радости
Константин и Анна Смородины вышли из-за ограждающего их личности псевдонима Юрий Самарин. Так получилось. Теперь не только для нас, но и для них самих «Юрий Самарин» остался где-то позади, и можно только еще раз с благодарностью окинуть новым взором все, что было им подарено читателю. Но тайна все же осталась – тайна совместного счастливого творчества …
23/11 Примкнуть к России или Способна ли интеллигенция объединиться?
Как и все общество, наша интеллигенция разобщена и пребывает в разномыслии. Одни, считающие себя «русской интеллигенцией» с присущей ей особой совестливой миссией в обществе, не видят в нашей реальности никаких областей, где можно было бы приложить свои силы. Они живут в ощущении ненужности стране. Другие, напротив, взяли на себя навязчивую опеку нации, ставшей для них …
23/11 Язык времени, или мультикультурное христианство
О романе Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» Последний роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» привлек внимание самых разных кругов: его поддержали католический сайт и Агентство религиозной информации Благовест-Инфо, популярные газеты и телевидение, наконец, победа в гонке за национальную литературную премию «Большая книга» завершила массированное внимание к автору. Впрочем, премиальная гонка продолжается. Приятный во всех отношениях …
23/11 Перемена умов
(Три современных романа) Кажется, пронизанность современной литературы явными токами идеологий идет на убыль. Все труднее вполне определенно описать тот “джентельменский набор”, что помещен в “литературный портфель” писателя-”патриота” или писателя-”демократа”. Знаменская критика в лице Н.Ивановой зафиксировала “явный неуспех, если не провал, либеральной идеологии”, при котором “и общество, и литература испытали отторжение от сравнительно новых, но уже …
23/11 Узников помните!
Виктор Николаев. Из рода в род. Документальная повесть. М., 2003. О тюрьме и каторге в русской литературе писали много и по-разному. Достоевский, Толстой, Солженицын, Бородин – все они ходили с диогеновым фонарем: искали человека в каторжнике, убивце, политзеке. И только в последние пятнадцать лет нахлынула мутным валом литература о преступлениях и грабежах, киллерах и заказчиках …
23/11 Это горькое слово «свобода»
Все мы помним хрестоматийные слова о «свободе как осознанной необходимости», о невозможности «жить в обществе и быть свободным от общества». Болеть свободой страна всегда начинает во времена переломные, революционные, смутные. В 1917 году вся прежняя жизнь в царской России была объявлена сплошной «тюрьмой народов», отвратительным лицемерием, а «буржуазная свобода», как считали идеологи революционного сознания, являлась …
23/11 А вы просо сеяли? А мы просо вытопчем!
Ответ г-ну Кириллову на статью «Привыкание к “не-жизни”» («День литературы» №3, 2001) И все же… Все же ни малейшего права не имел рецензент Кириллов писать эту статью о Валентине Григорьевиче Распутине. Разумеется, речь идет не о «правах человека» Кириллова, а о этическом праве издания, котороедержит курс на маргинальную свадьбу «красны» и «белых», отвязанные либералов и …
23/11 Умышленное глумление
Перформанс – незаконный сын искусства. Незаконный потому, что внутри себя он не имеет собственного положительного смысла, как не имеет никакой художественной ценности. Вся суть перформанса состоит в активном воздействии на публику, – в воздействии шокирующем, разрушающим устойчивые смыслы. Следовательно, задачи и характер перформанса или инсталляции как форм «актуального искусства» априори не могут быть ни наивными, …