Капитолина Кокшенева

23/11 Драйв и счастье Захара

Странно, но мысль о «выходе в счастье» упорно рождается у русских писателей во времена совсем не беспечальные. Вот и Захар Прилепин, побывавший в Чечне и написавший к тридцати трем годам книгу о войне «Патологии» и запечатлевший опыт молодых бунтарей в романе «Санькя»,– вот и он на самом-то деле пишет и работает для счастья. Счастья быть …

23/11 Будь или не будь

Критику все больше и больше вытесняет журналист-газетчик. Бесконечная погоня за новостями, в том числе и культурными, не позволяет уже критику, ведущему какую-нибудь «колонку» в номере, написать полноценной статьи о том или ином авторе. В результате, критические статьи напоминают какие-то «огрызки» пусть даже и весьма бойко написанные. Скоропись и верхоглядство – одно из зол современной критики. …

23/11 Культурологические мутации

Глобальные культурологические мутации, происходящие в отечественной культуре, очевидны. Но, пожалуй, именно в отношениях современности и классики они наиболее принципиальны и глубоки. Речь идет уже не просто о «приключении идей» и «переосмысливании классики», но о сущностном искажении ее, о снижении и удешевлении ее мировоззренческого пафоса, и, в конечном счете, о борьбе с тем типом человека, что …

23/11 Связующая в род

О повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе Проект либералов по назначению себя в консерваторы провалился стремительно. Быстро исчезнувшая газета «Консерватор» только и запомнилась, что скандалом – ее главный журналист Дмитрий Быков представил публике страшноватый «портрет» Татьяны Толстой. Этот скандал «среди своих» был бы совершенно не интересен, если бы …

23/11 Революция низших смыслов

Прогноз в культуре, как и в любой другой области, может быть более или менее определенным, если мы точно понимаем — что есть современная нам культура. Но уяснить вопрос о ее нынешнем состоянии, целях, приоритетах просто невозможно, не опираясь на определенный культурный опыт — опыт не только ближайшего времени, но опыт роста, опыт обновления и сохранения …

23/11 О культурной оппозиции

КРАСНЫЙ ДЖИП ПАТРИОТИЗМА “Красный джип” — это, конечно же, символ. Символ новой патриотической буржуазности, которая проторила дорожку от красного патриота до “тушинского вора” Б.Березовского; символ нового общения между крутым постмодернистом “Ad marginem” и оппозиционным конспирологом “Господином Гексогеном”; символ нового союзничества, при котором до чрезмерной близости сходится мнение, например, крайне правых русофобов киевской партии Ющенко и …

23/11 Зачем читать?

Читая лекции перед школьниками, я часто слышу вопрос: «Какая пользе мне от чтения Толстого?» Действительно, какая польза будущему юристу, социологу, бизнесмену (а именно таковы престижные профессии) читать Тургенева, Пушкина, Достоевского? Очевидно, что-то очень серьезно изменилось, сдвинулось с места в нашей культуре и нашем сознании, если мы вообще задаем такой вопрос. Читатель и книга, вообще-то, эта …

23/11 Россия — навсегда

Юрий Самарин. Заснеженная Палестина. Саранск, 2002 Юрий Самарин — русский писатель из Мордовии — принадлежит к поколению нынешних “сорокалетних”. В столице он впервые напечатал свои рассказы в нашем журнале “Москва” (был его лауреатом). Это — его третья книга прозы, и книга особенная. “Заснеженная Палестина” состоит из эссе, рассказов, статей, расположенных вперемешку, но имеющих особую свою …

23/11 «Жили и жили… Кому это интересно?»

можно писать о яблоне с золотыми яблоками, но не о грушах на вербе   Я начала свою статью со слов, которые (таким дошло до нас литературное предание) принадлежат Гоголю. Николай Васильевич не чужд был фантастического элемента в своем творчестве – он любил «прием», «ход», который заключал иногда в себе и самоё главнейшую мысль о «мёртвых …

23/11 О русском типе критики

Нет никакого резона обсуждать в “Российском писателе” (газета Союза писателей России) проблемы либеральной критики – какое дело нам до чужого дома, когда в своем растранжирено в последние годы многое из того ценного, что составляло смысл русской критики. Н.Н.Страхов писал, что современный ему критик часто напоминает повара, который на вопрос: “Сумеет ли он хорошо приготовить обед?” …