Андрей Рудалев

03/03 Суррогаты и аватары

“Аватар”: послание или масскульт? Одно тело хорошо, а несколько альтернативных – еще лучше. Тем более что душа вечна, а телесная оболочка, подобно одежде, быстро изнашивается. Да и непрактично это – привязывать душу к одной временной телесной субстанции, особенно в нашем мире, ориентированном на сверхвозможности и сверхзадачи, с наличием виртуальной реальности и с перспективой открытия новых …

05/10 Обреченность на роль второго плана

Андрей Рудалев о романе Дениса Гуцко «Бета-самец» Писатель из Ростова-на-Дону Денис Гуцко вошел в литературу с «особым мнением» Василия Аксенова. В 2005 году на волне активного продвижения молодой-новой литературы, которая проталкивалась, особенно на первых порах, авансами, Гуцко со своим дебютным романом «Без пути-следа» вошел в финал премии «Букер». В основных конкурентах у него числился друг …

05/10 Крепкая, как скала, человеческая личность

С чего начинается новый герой?  Потребность в герое чувствуется. В обществе, культуре, политике. Она актуальна, стоит на повестке дня. Да и как без него? Без него – мещанство и пошлость. Но моделировать героя искусственно, из пробирки едва ли необходимо. Выводить его формулу различными алхимическими способами, едва ли в этом есть нужда. Для начала надо попытаться …

04/10 «Карта души», начерченная лезвием ножа

Дмитрий Новиков. В сетях Твоих. — Петрозаводск: Verso, 2012. Прекрасный рассказчик из Петрозаводска Дмитрий Новиков сделал по нынешним временам достаточно большой перерыв. Предыдущий сборник его рассказов появился в издательстве “Вагриус” аж в 2005 году. И вот под занавес 2012 года в столице Карелии вышла новая книга “В сетях Твоих”. Это также рассказы, объединенные темой Севера, …

02/10 Братство кольца

В архангельском журнале «Двина» выходит подборка современной прозы. Кстати, получилось также десять имён, как и в «Десятке» Захара Прилепина, только в несколько ином составе: Василий Авченко, Ильдар Абузяров, Аркадий Бабченко, Сергей Шаргунов, Герман Садулаев, Захар Прилепин, Роман Сенчин, Денис Гуцко, Дмитрий Данилов, Олег Кашин. Имён могло быть и больше, но сдерживали страничные рамки.   Наверное, …

09/08 Чтобы не превратиться в безмолвные скобки

Весной Нобелевский лауреат Гюнтер Грасс в своем стихотворении «Что должно быть сказано» высказался по еврейскому вопросу. Даже не столько по этому вопросу, сколько прошёлся критически по поводу политики государства Израиль. Подвергся мощной обструкции, был обвинён в антисемитизме. Потом ему пришлось чуть ли не оправдываться, хотя стихотворение никто и не анализировал, попросту заклеймили. Захар Прилепин не …

08/08 Герой с грехом

О романе Платона Беседина «Книга Греха» Православный преподобный XV века Нил Сорский в своем «Уставе о жительстве скитском» расписал подробно, как разрастается грех в человеке: «сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть». …

08/08 День рождения Захара

Чем ближе подходило время к июлю, тем больше друзей спрашивало: «поедешь?» Произносилось заветное «Керженец». Мориц даже подарок совместный придумал: настольный футбол – кикер. Задал вопрос Захару в письме: примет ли. Он ответил: «Я тебя очень жду, брат. Ты в обязательной программе»… С Курского вокзала до Нижнего поезд «Ласточка» доставил нас с писателем Сергеем и журналистом …

25/04 Имена поставьте сами

В поисках «актуальной словесности»   На сайте ОpenSpace.ru критик Наталья Иванова выступила с очередной полемической колонкой («Назову себя критиком»). Зам главреда журнала «Знамя» рассуждает о «подлинном критике», гневается Наталья Борисовна, что на недавнюю встречу с президентом Дмитрием Медведевым вместо «актуальной словесности позвали «новых реалистов». Кругом подмены… В завершение критик заключает, что анализ прозы Трифонова и …

03/01 Литература на пороге синтеза производственного романа с деревенской прозой

О чём писать? Этот вопрос возникает крайне часто в последнее время. По крайней мере у меня такое ощущение. Конечно, писать можно о чём угодно. Главное – желание создать текст. Стало принято публично сублимировать и бесконечно смаковать во рту остатки давно потерявшего вкус коньяка. Русская литература, а здесь мы будем говорить именно о ней, не нора …