Библиотека

23/11 Тяжкое бремя породистой женщины

Повесть Елены Хейфиц «Случайное объявление в бесплатной газете» («Октябрь», 2008, № 12) написана в Венеции и рассказывает о гинекологических проблемах англичанки русско-французского происхождения, которая мечется, нет, не между будуаром и молельней, а между любовником-итальянцем (хозяином фабрик в Китае и помидорных плантаций на Апеннинах) и образцово-показательным мужем (крупным воротилой транснационального консультационного бизнеса). Нечего и говорить, насколько …

23/11 Каждый правый имеет право

Академик Веселовский когда-то утверждал, “что история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном изложении”. Если мы скажем, что документальный роман Василия Авченко “Правый руль” является увлекательной историей постсоветского дальневосточного пространства, то это тоже не будет преувеличением. По сути дела, книга Авченко представляет собой подробный рассказ о том, как под гнетом “сладкой автомобильной оккупации” менялось мышление …

23/11 Грузите диафильмы бочками

 «Мультики» Михаила Елизарова вышли в прокат в середине марта, но уже успели обрасти множеством оценок и характеристик, в которых им навязывается сходство с теми или иными литературными произведениями. Так, для Татьяны Трофимовой «естественное сравнение, которое напрашивается при чтении «Мультиков», – это сорокинские рассказы нулевых и пелевинские опыты по перевороту реальности». В том же ключе рассуждает …

23/11 Режиссер Якин, писатель Сорокин и адмирал Шишков

     В современной российской литературе слово «роман» прекратило выполнять функцию жанрового определения. Ему поручена теперь другая роль: выступать в качестве ярлыка, с помощью которого индивидуальный предприниматель-словесник превращает свою самопальную продукцию в товар какой-нибудь известной фирмы. Яркий пример такой подпольной цеховой деятельности – последняя книга Владимира Сорокина «Сахарный кремль». Довольно небольшой исходный текст, характерный для «былин сего …

23/11 Патриотический постмодернизм

В сознании мальчика Петьки (главного героя романа Андрея Геласимова «Степные боги») все явления и предметы окружающего мира делятся на две разновидности: те, которые могут быть с чем-нибудь сопоставлены, и те, которые решительно противятся любому уподоблению. Легко догадаться, что в последнюю категорию попадают вещи уникальные и самобытные, лишённые такого негативного признака, как повторяемость. Например, когда вечно …

23/11 Смерть ему к лицу, или Этюд в голубых тонах

Повесть Александра Кабакова «Дом моделей», опубликованная во втором номере журнала «Знамя» за этот год, примечательна не какими-то особыми литературными достоинствами (сверхглубокое «бурение» обнаружит, наверное, и их), а возможностью подробно ознакомиться с той моделью мира, которая «вмонтирована» в либерально-демократические умы. И хотя действие повести разворачивается на рубеже 60-70-х годов прошлого века, программное обеспечение различного рода «невозвращенцев» …

23/11 Детские игры

В книге Михаила Елизарова «Кубики» четырнадцать небольших рассказов. На эти четырнадцать рассказов приходится шесть изнасилований. Из этих шести изнасилований – три групповых. Из этих трёх групповых – одно неудавшееся. Жертвой одного из двух удавшихся является инвалид детства, страдающий хромотой и психическим заболеванием. Другой инвалид сам совершает развратные действия по отношению к малолетним и топит в …

23/11 Александр Разумихин: час серости

В 2008 году в «Литературной России», в номерах 42-51, было опубликовано большое по объёму сочинение А. Разумихина «Трое из сумы». Это редкая за последние 20 лет попытка дать в одном «флаконе» портреты Ю. Селезнёва, А. Ланщикова, М. Лобанова, В. Бондаренко, А. Казинцева, С. Куняева, Н. Машовца, С. Боровикова, И. Шайтанова, А. Неверова, В. Калугина, Л. …

23/11 Михаил Лобанов: русский критик «на передовой»

Давно уже существует тенденция укорять русских писателей, критиков в том, что во второй половине ХХ века у них не было подлинных героев, борцов, у которых совпадают слово и дело. Так утверждают не только «левые», что понятно, но и некоторые «правые». Одним из самых очевидных опровержений этой версии является жизнь и творчество М.Лобанова. Самые разные авторы …

23/11 Дискуссия «Классика и мы»: тридцать лет спустя

Дискуссия «Классика и мы» проходила 21 декабря 1977 года в ЦДЛ. Cовпадение с днем рождения Иосифа Сталина – в чем увидели символическую заданность некоторые участники дискуссии и зарубежные СМИ – чистая случайность. Сегодня, тридцать лет спустя, самыми значительными, глубокими выступлениями мне представляются выступления Станислава Куняева, Михаила Лобанова, Серго Ломинадзе, Ирины Роднянской. Наибольший же резонанс, в …