Герман Садулаев о дискуссии на сайте «Российского писателя».
Насколько я понял, эта «дискуссия» на сайте, кажется, «российский писатель», началась в комментариях к критической статье о моём романе, или вообще что-то там было про меня. Вы меня простите, но я имени автора этой критической статьи не запомнил. И про сайт «российского писателя» узнал впервые. И вообще обо всей этой истории узнал только потому, что о ней было упомянуто на сайте Гражданского литературного форума России.
Я понимаю, что подобное невежество не делает мне чести. И я вовсе им не хвалюсь. Просто вот так получилось, что никогда раньше я не знал этого критика, никогда потом не встречал его имени, а ведь он, наверное, какой-то важный человек. И про сайт, который по названию должен быть главным сайтом для всех российских писателей, я тоже не знал. И вообще мало что слышал про организацию «союз писателей России» — ну, есть такая. И всё.
Вы меня простите, я же не настоящий сварщик. То есть, писатель. Тем более, я не критик и не литературовед. Поэтому невежественен. Меня учили на юриста, юристом я работаю. Я вот знаю, например, чем правовая система Великобритании отличается от правовой системы Германии. И сколько частей в Российском Гражданском кодексе я помню, и о чём каждая часть. И даже про историю российского права могу рассказать – от Русской Правды до сегодняшних дней. А про историю писательских организаций мне известно мало. Делились они зачем-то. Наверное, им это было нужно. Может, они как амебы – делением размножаются. Пусть их. Меня в литературе всегда интересовало другое – то есть, сама литература интересовала. Мне и в Липках было хорошо, и с ГЛФ интересно, я и в «Завтра» печатался, и в «Знамени», и Владимир Бондаренко мне друг, и Наталья Иванова – товарищ. Я всех люблю. Если человек любит русскую литературу и болеет душой за Россию – то он мне как брат. Или как сестра. А то, что думают мои братья и сёстры по-разному, так это нормально. Мы же просто – братья и сёстры, а не однояйцевые близнецы.
Я хотел даже предметно и по пунктам разобрать голословность утверждений и необоснованность обвинений. Да передумал. Это же мне надо будет вчитываться. Цитаты выписывать. Не примет Господь такого мученичества – скажет, это ты не за справедливость, а из гордыни только. А прими смиренно. Се, человек, сказал, что ты низок и грешен. Спасибо, добрый человек! Ибо, правда – низок я и грешен перед Господом нашим, да так низок и грешен, как ты, добрый человек, и сам не знаешь, и знать не можешь! Спасибо, добрый человек, что учишь меня смирению!
Но потом я подумал, что такое показное проявление смирения – тоже гордыня. Вот, дескать, какой я смиренный! Почти что святой! А какой я святой? Я не святой вовсе. Поэтому скажу про критика – дурак ты, а не критик!
Вот, теперь баланс восстановлен. И довольно об этом.
Далее, про власть слова. Нужны ли писатели, и что нам всем делать.
Меня что-то не все понимают, а я на разные лады говорю одно и то же. Постараюсь ещё раз. Нужны. Писатели для народа – это как армия.
Народ, который не хочет кормить своих писателей, будет кормить чужих.
Всё врут нам, что наступил новый век, где литература не нужна. Что, мол, рынок. Свобода и всё такое. Копирайт. Маркетинг и Мерчендайзинг. Как демонов не назови, а всё от слова, и святость и подлость. И партийные программы, и рекламные ролики, всё имеет в своей основе – литературу. Нам сказали – не нужна больше литература! А что видим? Видим, что наша литература не нужна. А свято место заняли чужие, в книгах и производных, от школьных учебников до киносценариев.
Значит, всё-таки нужна.
А нас надули. Чтобы мы оставили окопы. Дескать, война закончилась, бросай, мужик винтовку. Мужик винтовку бросил, а немец её подобрал и в спину того мужика штыком заколол.
Вот вам и свободный рынок.
Нету никакого свободного рынка. Нету перемирия. Ни в какой «свободной» стране не прекращается поддержка собственной армии, сельского хозяйства и литературы. Хотя каждая «свободная» страна ратует, чтобы все остальные прекратили поддерживать, дабы не нарушать законов свободы конкуренции и всего такого. Понятно, зачем.
Потому что армия, сельское хозяйство и литература вместе образуют суверенитет нации.
Нужно подробнее объяснить, как? Или понятно?
Думаю, понятно.
А ещё, конечно, немцу хорошо, когда в наших окопах солдатики друг с другом грызутся насмерть. Это очень экономно. Не придётся тратить свой порох.
Про немцев я так, в качестве архетипа. Реальная Германия – моя любимая зарубежная страна. И настоящие немцы – прекрасные люди. И делают для поддержки русской культуры едва ли не больше, чем собственные наши правители. Потому что наши правители – это и есть они, внутренние немцы. Опять зря я назвал их немцами – это для немцев обидно. Да как их назвать? Татарами? Это будет оскорбительно для настоящих российских татар, которые лучшие русские патриоты и государственники. Нету для них слова в русском языке, вот какое дело.
Потому что они нам чужие. Они всем нам чужие – и русским русским, и русским чеченцам, и русским татарам и русским евреям они чужие. Это такая инопланетная нечисть, зараза. И, посмотришь, вроде человек по паспорту русский, и патриот по убеждениям, и член самого русского союза, а рот откроет – оттуда чудище, чужой.
А теперь, от метафизики к простым земным материям. Итак, упал престиж писательской профессии, а вместе с ним – социальная и политическая значимость всех и любых писательских союзов, как их ни назови: хоть союзом российских писателей, хоть союзом писателей России. От перемены мест сами знаете что.
Кто же виноват?
Враги?
Немцы?
Может, это перестройка виновата?
Разруха?
Почему же опять разруха и где она снова поселилась?
Может, попробовать смывать за собой в туалете?
Мы сами себе хуже немцев.
Снова скажу просто и по-земному. Не буду про богоизбранность и боговдохновенность русского писателя, об этом русском писателе уже хорошо сказал Игорь Яркевич, всё сказал, добавить нечего. А давайте экономически, раз сейчас такая мода на экономику. Что такое писатели? Цех. Корпорация. И любая корпорация жива, покуда живы корпоративная этика и солидарность. Только внутренняя солидарность и этика делают любой цех значимым и уважаемым во внешнем сообществе. Да, верно – строгие правила отбора, жесткий отсев, а прошедшие горнила – крепят свой статус взаимным уважением. Только так бывает. Только так, понимаете?
Понимаете, что никаким президентским указом нельзя заставить обычных людей уважать сборище склочников и скандалистов, пинающих друг друга и льющих друг на друга ушаты помоев, а?
Пастыри, говорите, духовные отцы? А каково ребёнку, когда родители при нём собачатся день-деньской? Да лучше мне сиротой быть – подумает чадо. Но сиротой оно не будет. Определят ему ювенальных родителей, которые не алкоголики, а в сюртучках, с указкой и книжкой по Basic English, чтобы мог в африканском отеле унитазы мыть, раз свой сортир не сумел содержать в чистоте, всё разруха мешала.
Я, слава Богу, не писатель. У меня профессия есть. И в моей профессии – то же самое, важна корпоративная этика. Если приходит ко мне клиент, которому ранее дал заключение другой юрист, я не скажу сразу, что тот юрист был мошенник. Я внимательно прочитаю, отмечу первым делом хорошее и полезное. И потом, если нужно, корректно выскажу своё мнение как дополнение и развитие к ранее установленному моим коллегой. Только самый глупый юрист будет делать иначе – все дураки и мошенники, один я умный. Он думает, что так он всех клиентов себе заберёт. А на деле он и есть первый дурак. Потому что клиент подумает: да, прав был сосед Вася, не нужно вообще к этим юристам ходить. Там один мошенник на другом сидит и третьим погоняет. Все честят друг друга, закон как дышло, знаний нет, прав нет, ничего нет. Лучше я по совету Васи сделаю, Вася честный человек, а не юрист. Лучше не пойду я в суд, а дам взятку. Вася так сделал, и всё сработало.
В результате имеем правовой нигилизм и падение престижа юридических профессий. И общее беззаконие. В России мы это и имеем! Потому что это я один такой понимающий, а слишком много среди юристов таких же вот, как писатели – дураков.
Итак, верный путь к падению престижа и социальной значимости любой профессиональной корпорации, а, следовательно, к провалу этой корпорацией своей социальной и государственной миссии, состоит из двух этапов:
1. Снижение требований к вхождению в корпорацию. Так «писателями» у нас стали все кому не лень, и книги напечатали, и в союзы повалили графоманы тьмами и тьмами. А «юристов» наплодили коммерческие «университеты», когда каждое ПТУ стало «университетом» и заимело на пустом месте собственный «юрфак».
2. Отмена внутрикорпоративной этики. Барыги вместо юристов и гопники вместо критиков. Склоки, свары, обливание дерьмом. Вежливость – признак слабости. Конкуренция! Загрызи товарища! Ты с какого раёна?
И всё. Бинго!
Ни юристов, ни писателей. Никакой аристократии духа.
Мы гопники духа, вот кто мы такие.
Далеки даже от разумного эгоизма. Затопчи в грязь товарища – думаешь, это поможет тебе над ним «подняться»? Дудки! Вся твоя литературная критика превращается в женский бой в грязи, ты не критик – а измазанная тётка, клоун. А зрители рукоплещут, потому что забавляются, не потому, что прислушиваются. Да и зрителей всё меньше – скучно. Первые три минуты смешно, потом скучно. Футбол интереснее.
Объяснить, как нужно?
Нужно чтобы ворон ворону глаз не выклюет.
И не надо мне тут про бла-бла-бла. Или ворон ворону глаз не выклюет, или дальнейшее погружение в грязь и ничтожество.
И всё бы ничего, и так нам и надо, дуракам и подлецам, да чадо жалко – вот оно уже с Basic English и туалетным ёршиком стоит на коленях у африканской границы.
Герман Садулаев
Комментарии:
11-01-23 21:05 Евгений Чеканов
Много правды, Герман Садулаев. Так оно всё и есть. Что же делать? Может, нам СРО создать?.. вон, уже и у строителей есть, и у аудиторов… Со взносами… что скажете? Ответить
11-01-25 00:59 Герман
может и так. и «кодекс этики литераторов» не помешал бы. в любом случае, нужно приучаться к коллективному действию. и, наверное, каждому — следить за собой. не надо превращаться в злых клоунов. Ответить
11-12-20 11:06 Forever
I really aperpciate free, succinct, reliable data like this. Ответить
12-06-25 11:42 Роман Эсс
О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………… «…цель слова не в том, чтобы разъяснить…, но чтобы … воспеть, ибо только так можно выразить невыразимое словом….» Потому, «если и весьма малое количество поэтов может заслужить имя богословов, то все истинные богословы суть поэты…»…….. Дионисий Ареопагит………… Падение интереса к современной бумажной и официозной (т.н. «большой» литературе) не в последнюю очередь происходит из-за ее кастовости и кичливости, «известности в узких кругах» — только московских — и, конечно, незнании всей России – как она есть, чем она вообще жива, чем она дышит, о чем она мечтает — вне столиц; чем она вообще существует и …… прозябает, в том числе и в плане духовном… Литератору русскому подлинному никак нельзя по-бандерложьи изменять своим принципам – пусть даже за это самое его нигде не публикуют. Патриоты из-за того, что не входит в их постесенинские незатейливые почвенные рамки, а либералы — по причине того же патриотизма — и правды о внутренних и внешних врагах России и самых настоящих врагах народа. Царствует полнейшая безвкусица, кривлянье, пошлятина, мнимый ум, корявые строфы и мелкотемье! Об этом говорил еще Бунин. На форуме ЛГ как-то сообществом сетевым тамошним писали письмо Путину о создании нового неангажированного от всяких СП литжурнала — из Кремля чиновники ответили, что » и так журналов много «. Новый русский литературный журнал, свободный от членов СП-протекционистов, без единого из них, нужен теперь как воздух — всем русским авторам, вынужденным провисать в безводушной Сети. Ни СП России, ни МСП, ни Союз российских писателей, догматические, замшелые, воняющие тухлятиной, покрытые грибами плесени, гоняющиеся за премиями и должностями в литературе, сухие, безжизненные, формалистические, новой литературы не понимает. Так они все больше бронзовеют, ржавеют — и, заметьте, все уходят в небытие, на свалки. Графоманы с билетами СП.За – редчайшим исключением, разумеется! Так что истинная новая русская литература сейчас, вероятно, пребывает только в Сети. И в — столах. Кроме того, у многих истинных поэтов русских, не ползающих под догмами постсоветизма и не лижущим редакторские и критические широкие заматеревшие задницы членам всех наших СП, ныне нет и компьютера………… Что — есть « современная литература»? Что есть, например, СП России, где 95 % идут вслед за Есениным, а 5 % — за Маяковским. Лучше всего привести цитату: «Поэзия есть Бог» — написал Василий Жуковский. Другое определение: » высшая форма существования языка», но следующее — » испокон века сущее, но лишь изредка достигаемое единство МУДРОСТИ, МАСТЕРСТВА ВО ВЛАДЕНИИ СЛОВОМ _ И ВИРТУОЗНОЙ ГАРМОНИИ В СОЧЕТАНИИ ЗВУКОВ»… » Эффект незаурядного словесного мастерства Маяковского, новатора в стихах и метрах, рождающего своеобразную музыку стиха, напрочь стирается безбожным, ложным прокоммунистическим замыслом. содержанием большинства его сочинений, то есть отсутствием первой составляющей божественной природы поэзии… Другой любимец народа, в особенности маргинально-партийной номенклатуры, — Есенин — свои искренние глубокие переживания и чувства сумел облечь в мелодичный незатейливый структурный каркас с интересными рифмами (крапива — сиротливо, плетень — деревень и т.п.) которые так и просятся в грустные песни, но ,согласитесь, словарь Есенина — не словарь Шекспира; и пробелы второй составляющей триединства, сдерживая свободу и разбег авторской мысли, оставляют ощущение ОБЩЕЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ………. Думается, каждый взвесит…… Кроме того,всякий пишущий на русском языке сейчас, сознает он это или нет, живет он даже если в Новой Каледонии, но публикующийся в сети России,в лирунете, — всякий хочет он или не хочет, попадает тем самым в поле гравитации великой русской литературы.Где, скажем так, в этой солнечной системе главная звезда – это Пушкин, а Гоголь, Чехов, Достоевский – планеты вокруг нее. Все места заняты бесповоротно.Современным поэтам и писателям, особенно русскоязычному жидовству в русском нынешнем Олимпе, на этом фоне не просто неуютно, — это вчерашнее солнце сжигает любые стихи, тем более, коряво построенные без русского ритма или же в Сети -непрофессионально написанные.Это касается почти всех стихотворений в толстых журналах и в Сети……… Сейчас, правда, некоторыми толстыми либеральными литжурналами предпринимается отчаянная попытка втиснуть на одну из орбит современного нам Бродского — как первого поэта России!!! Попытка эта начата еще 20 лет назад – и продолжается до сих пор. Но не русскими поэтами и писателями, а русскоязычными пейсателями, чуждыми как всему русскому, так и самой душе России. Этот их хоровод по орбите вокруг своего мелкого планетоида просто смешон и со стороны выглядит как фокусничество и полный нонсенс: всем русским ясно, что русскоязычный Бродский – обыкновенный поэт второго или даже третьего ряда. Но круг в толстых либеральных журналах так зачарован и ослеплен отраженным светом чужих звезд своего кумира, или его еврейских подражателей, что не хочет и не желает замечать явных вещей в русской солнечной системе! Мелкий непонятный, венецианский притом, а не наш родной астероид на роль нового светила явно не годен – масса не та! Русские же авторы пытаются определить на роль нового солнца, или уж там хотя бы планеты — Солженицина. Однако всякий пишущий, сознательно или нет, будет сравнен мало понимающим читателем именно с планетами и центральной звездой системы! МЫ ПИШЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ВЫ ПИШЕТЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ – а потому вне нашего желания и наших каких-то мнений и хотений, все наши стихи или проза будут оцениваться в обычной читающей России. А не в Бельгии, не в Новой Каледонии, не в землячестве Германии, или в Израиле прочими шабадниками, откуда вообще в Рунете пишут многие авторы. Оцениваются всякие стихи не только на своем каком-то литературном сайте – есть сторонний читатель. Простой читатель. Не русскоязычный нынешний литкритик, который считает себя центром вселенной. А потому, авторы, нравится вам это или нет – так или иначе этот вот самый сторонний читатель ваших произведений не будет вам вот так просто выдавать свою протекцию в настоящую русскую большую литературу – даже несмотря на ваш читательский билет того или иного нашего СП. Он будет читать вас в свете солнца Пушкина, Юпитера-Достоевского и т.п… По гамбургскому счету. Поэтому со стороны виднее беспомощность львиной доли стихотворений и прозы на всех литсайтах, во всех литжурналах : эти новые стишки не планеты даже, а — опять те же мельчайшие обломки Пояса астероидов! Которые просто витают где-то там, там, вне русской великой системы, иногда сталкиваясь друг другом в Интернете, на страницах журналов. Такова вот печальная темная судьба всех графоманов, с писательским билетом или без, в русской литературе во все времена! В СССР безбилетников просто отшибали с порогу бездарные и бесталанные сами литконсультанты литературных журналов – посылая графоманствующим бланки-отписки из редакции, отпечатанные типографским способом. Теперь некому сказать автору что «Вам надо работать над грамматическими ошибками и построением предложений» или « Ваши стихи таковы же как и в вашей местной газете». Или: «Вам надо учиться писать».Или попросту по-русски: «Вы абсолютно бездарны, хотя и пишете профессионально!» Членам СП тем более никто такого откровенно не скажет. Нечесаная и грязная толпа безбилетных графоманов и шумный кагал евреев хлынули в Сеть, на все литературные сайты, а с конца 80-х – и во все литературные журналы. Проводить хотя бы малейший русский языковой отбор стало некому – редким теперь русским профессионалам неохота да и не хватит на это никакого времени. Нет ни одного сильного литкритика в патриотическом лагере, который мог бы не только хвалить серые стишата своего круга, но и поравнятся силами с либеральным кланом писателей и поэтов.В Сети критикой никто не занят.Модераторы сайта прсто зарабтывают деньги…..А ваши знакомые любят льстить, хвалить ни за что. Зачем портить нервы и отношения? Лучше сьездить в Хеврон — или русскому сходить на чертановский рынок… Каждому автору, пишущему по-русски, осталась только САМОЦЕНЗУРА. А если совесть молчит? И, похоже, ее не было и не будет у многих печатающихся… Так что, коли автор хочет не витать планетоидом в темноте среди кучи таких же обломков чужих мыслей, чужих рифм, чужих стихов, быть обыкновенным вторичным писакою, – то сам себя должен править и одергивать вместо гипотетического редактора 1856 года. А графоманы без билета члена СП – должны хотя бы сносить свои сетевые стихи в местную газету и показать их там.Даже если и напечатают – это не московский толстожурнальный уровень. Там – свои, очень и очень узкие и догматические критерии отбора стихов. Так что, как говорится, АФФТАР ВЫПЕЙ ЙАДУ! И никакие корочки любого СП, никакие литературные клубы или тусовки, значок даже СП — поэтому ни о чем еще не говорят. Только, может быть, тепло тешат в кармане или на лацкане пиджака чью-то пустую тщеславную гордыню……. А Солнце Русское жжет всех подряд! Особенно беспринципных и бессовестных выскочек-русскоязычных!!! И это здорово! Что же касается всех местных СП, республиканских и областных, то лучше следующее:……….. МЕСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА….. Ответ другу на его письмо…….. Литература местная СП Республиканских пишет сонно, мелко – Как сучка старая, стервоза и т.п., Иль как на сене в сорок лет все целка. Писака местная в журнальный постнослов, Под гул трамвайный кофе попивая, Про сенокосы пишет, про коров … С квартиры в грязь села не выползая. Вот спит и видит: вдруг один #удак Под юбку лезет к ней средь душной ночи, Коварный выпятив столичный он ……………….. Честь деревенскую ей критикой порочит. В поту холодном поутру в СП Она сидит в собрании, зевая. А ты спросил, зачем в СП к себе Давным-давно как все я не вступаю. ____________________________________________ И вот еще что.Касаемо всех наших СП. «…Всегда должны будут существовать плохие писатели, ибо они соответствуют вкусу людей неразвитого, незрелого возраста; последние тоже имеют свои потребности, как и зрелые люди. И они, кроме того, жаждут удовлетворения своих потребностей с большей страстностью, присущей юности, — и добиваются для себя плохих авторов.» Ф. Ницше. Человеческое, слишком человеческое И еще … настоящая литература убивает своих творцов… Если кто-то будет писать что-то настоящее. Вот – судьба того же популярного кумира патриотов Есенина хотя бы… Ирина Кирсанова ————————- Ты хочешь другом стать «поэту» И мудрым критиком прослыть? Хвали за то, хвали за это… Не уставай за всё хвалить. Ты поощряй бездарность, чванство, Вставай в кричащих «Браво!» строй. А главное, на графоманство Глаза покрепче ты закрой. Медвежью окажи услугу: Наври с три короба кругом. И станешь ты «поэту» другом. А вот ПОЭЗИИ – врагом! __________________________ Ответить