Осенние заметки о грядущих впечатлениях

Наиболее любопытный и отважный эксперимент предприняли дебютировавшие сценаристы-продюсеры Миша Шприц и Алеша Климов, уговорившие опытного аниматора Есихаро Осино («Принцесса Аретэ») взяться за режиссуру своего мистического аниме-боевика «Первый отряд».

 

Лето год кормит

 

— народная поговорка прицельно характеризует знаковые премьеры текущего кино-репертуара: парад религиозных комедий, представленных на июньском Московском кинофестивале, марширует по экранам осенней страны. Наиболее многочисленна российская колонна.

Во главе – скромная (10 прокатных копий) сентябрьская премьера. «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова — история пухлого белорусского гастарбайтера, волей судеб ставшего нахлебником и сообщником тощего московского юродивого. Этот спально-районный шкодник остригает волосы соседке «потому что ее травит муж, а яд скапливается в волосах», накачивает кислородным баллоном подвал с таджиками-гастарбайтерами, шаловливо репрессирует соседей, кидается на участкового с резинкой от трусов и гибнет от побоев. Палач — отчего-то в упор невидимый коллегами, инфернальный, 100% узнаваемый евсюков – лучшая находка режиссера, убедительно доказывающего, что внести долю наималейшего, даже абсурдного смысла в «нашу маленькую жизнь» способны лишь репрессии инфантильных граждан. В числе последних автор подразумевает (невольно, смею надеяться) собственных зрителей, вынужденных полтора часа наблюдать кривляния необаятельных «себе подобных» – неряшливого старика-разбойника Сергея Дрейдена и габаритной «тети Ани» Михалковой (по сюжету — дочки сумасшедшего).

Иную мифологию «униженных и оскорбленных» исследует Кира Муратова. В ее антирождественской киносказке «Мелодия для шарманки» нет ни никчемных агрессоров, ни лукавых инфантилов. Похоронив мать накануне Сочельника, сестренка Аленушка и братец Никита отправляются на поиски своих отцов, которых они никогда не видели: детки знают, что в случае неудачи их непременно рассуют по разным детдомам. Ужас неминуемой разлуки становится очевидней по мере наступления сумерек «предрождественского» мира набитого безответственными, но забавными уродами-«взрослыми». При изобилии фирменных муратовских скетчей, зрителю и на сей раз приходится туго — Муратова (в отличие от Хлебникова сознательно) подвергает нас жестокому испытанию, предъявляя сироток как одутловато-лунноликих, старообразных человечков не способных ни вызывать, ни рассчитывать на чье-нибудь сочувствие… кроме разве жюри ФИПРЕССи отметившего шедевр специальным призом. Прокатчики не определились с датой премьеры и это жаль.

В отличие от радикальной Муратовой, осторожный драматург Юрий Арабов работает не с чудом несбывшегося спасения, а с чудом натурального проклятия. 1956 год, Куйбышев, вечеринка рабочей молодежи. Зоя Карнаухова «приглашает» на белый танец настенный образ Николы-чудотворца и столбенеет в обнимку с иконой. Ресь, однако, не о 128-дневном зоином стоянии. «Чудо» (режиссер Александр Прошкин) – история мытарств завсектора обл-культуры (Маковецкий) и командированного журналиста-«правдиста» (Хабенский), вынужденных «реагировать» и, вместе, «не разжигать» мракобесие. Хлопотливый провинциальный сюжет служит едким реактивом, причудливо расцвечивающим официальные страницы эпохи — ХХ съезд, судороги сталинизма и (как апофеоз авторской суггестии) визит Хрущева к Живому Памятнику Веры. Премьера – 12 ноября.

Наиболее любопытный и отважный эксперимент предприняли дебютировавшие сценаристы-продюсеры Миша Шприц и Алеша Климов, уговорившие опытного аниматора Есихаро Осино («Принцесса Аретэ») взяться за режиссуру своего мистического аниме-боевика «Первый отряд». Эта ревизионистская антиутопия — первый 100% удачный международный проект в истории аниме. В центре композиции судьба 14-летней сотрудницы Шестого отдела военной разведки СССР. Паранормально одаренной девочке Наде предстоит путешествие в нацистскую Валгаллу за друзьями убитыми в первые дни войны. Одновременно с вызванными Надей кибальчишей в воюющий мир врываются псы-рыцари вызванные жрецами Ананнербе. Но поздно: воскрешенные пионеры-герои – наш пропуск в невероятную Победу. Пафосный и актуальный сюжет, очевидно, вдохновленный Павлом Папперштейном и Ильей Масодовым, не самое удивительное в этой русской народной антиутопии. В натуралистично-плакатную легенду о манящей бездне Большой Истории вставлены псевдо-документальные (их называют «мокьюментарные») комментарии «специалистов» — разведчиков, историков, психологов (на самом деле, ряженых актеров), самоупоенно рассуждающих о сомнительности советских проектов и пионерских подвигов. Картина является первым актом задуманной эпопеи и верится, что костлявая лапа расстрелянного детства еще дотянется до немецко-фашистских орд и далее — до путинских пособников, до кривоногих хоббитов, до прыщавых поттеров. Поживем – увидим: многообещающая премьера 1-ой части 15 октября.

На сладкое немного грязи. Первым, кого хотелось бы прислонить к шершавой стенке – триумфатор ХХХI Московского кинофестиваля, лауреат Золотого Георгия режиссер Николай Досталь. Его «Петя по дороге в Царствие Небесное» — глянцевая ретро-история окололагерного быта, которую можно было бы (любя Родину и/или кинематограф) и не рассказывать, тем более, не комментировать. Однако, многолетняя расточительность главного кинофестиваля страны (золотой зуб тому, кто пересмотрел хоть один фильм, раззолоченный постперестроечными ММКФ) достала до «не могу молчать». В комедии «про Петю» много фактурных, но не сыгранных и нисколько не способствующих пониманию трагедии умственно-отсталого героя сюжетных линий. Развита из них одна любовная — роман толстого полковника МГБ и гламурно-ссыльной докторши. За одно это особая благодарность актерскому дуэту Романа Мадянова и Светланы Тимофеевой-Летуновской. Но ни они, ни дюжина иных действующих лиц не в силах заслонить жертву сталинизьма от пули-дуры системы ГУЛАГ. Вот ведь что такое человеческая жызнь 1953 года? Одна смешная и глупая шутка об умственно-отсталом подростке, назначенным уличным регулировщиком и готовым преследовать беглого зэка с деревянным пистолетом. Приняв Петю за искомого зэка, другой, МГБ-шный «Петя» разряжает в самозваного коллегу стальной ствол. Занавес… Что ж было ГУЛАГ городить, Сталина хоронить и при чем тут Царствие Небесное? Народ безмолвствует, Боги, вероятно, смеются над дураком Петей и над картонным досталевским ГУЛАГом, под которым стынет совсем не смешная, липкая кровь. Когда премьера не скажу.

Алексей Коленский


Комментарии:

10-04-08 19:26 умница
«Сумасшедшая помощь» Хдебникова, простите, полный отстой. ушла после десяти минут просмотра. А вот Кира Муратова просто потрясла. Это действително так — неужели вы не замечаете — мы разучились сострадать и помогать, богатые и успешные ничего не видят, кроме себя и своих мелких проблем, которые им кажутся вселенскими. Они стали тупыми скотами, которым наплевать на детей. Фильм Муратовой — самый сильный во всех отношениях на Московском кинофестивале 2009 года. Кстати, сейчас он вышел на экраны столиных кинотеатров. Только нашим богачам разве есть дело до сострадания. Они ко всему глухи, кроме себя!!! Ответить

10-04-08 19:57 Валерия
Прочитала, и ни один фильм смотреть не хочется. Скучно, ерунда какая-то, эксперименты, кривлянье, а где же настоящее искусство!? Ответить

11-11-08 07:32 Mauve
Pin my tail and call me a donkey, that really hleped. Ответить


Добавить комментарий: