Литературный авангард

Авангард в литературе это обязательно что-то новаторское, то, чего не было и быть не могло. Чаще всего писатели — люди молодые, которые еще не нашли себя и не боятся эксперементов.

Несмотря на глубокую дрему, современная литература порождает имена значительные и яркие. Сегодня мы остановимся лишь на единицах. Начнем с самого острия, с авангардной российской литературы. С молодых, но подающих надежды писателей с резвым пером.

А главное, постараемся разобраться в том стихийном океане литературы, который предлагает нам современный рынок.

Поэзия

Вера Полозкова «Фотосинтез»

или даже не бог, а какой-нибудь его зам

поднесет тебя к близоруким своим глазам

обнаженным камушком, мертвым шершнем

и прольет на тебя дыхание, как бальзам,

настоящий рижский густой бальзам,

и поздравит тебя с прошедшим

— с чем прошедшим?

— со всем прошедшим.

В. Полозкова

Известная сетевая писательница и блоггер не так давно выпустила два своих авторских сборника «Непоэмание» И «Фотосинтез». Полозкова удивительно свежа; читатель дрейфует вне времени, отправляясь в свободное плавание по поэзии простой и легкой. Лирика автора будет понятна и 16 летним и тем, кому далеко за 40. Талантливо подогнанные друг к другу слова, которые рождают новые смыслы, и удивительно точно обрисовывают состояния.

Полозкова избегает обвинений и извинений, стихи ее настойчивы и в то же время мудры и емки. Юность дает ей неоспоримой форы и шарма. Автор не избегает оценочности и китча, но другой поэзии у молодого поэта быть и не может. Вера Полозкова родилась 5 марта 1986, в Москве, по образованию журналист (литературный критик).

Диагноз: Одно из ярчайших явлений современной литературы, с небольшим налетом самолюбования и пафоса.

Проза

Ильдар Абузяров «ХУШ. Роман одной недели».

«Крыши домов, — подумал он, — как нечто, поднятое до высот человеческого бытия из праха земного. Нечто, взросшее бок о бок с цветущим деревом абрикоса, а потом этим же бытием спрессованное и засушенное. И уложенное — на этот раз с помощью рук человеческих — под солнце на крышах, поверх голов, как и сухофрукты. Рукотворно спрессованное, и обожженное в печи, и поднятое высоко в небо — поближе к рыжему солнцу».

Русский Борхес и Милорад Павич.

На востоке любят романы-путешествия, романы-притчи. «ХУШ» очень полноводный, многогранный и практически не замеченный критиками роман. Главный герой покидает родной дом без гроша в кармане, отправляется сначала в Петербург, а потом Финляндию. Вступая по дороге в стихийную молодежную группу «ХУШ». Ильдар мастер языка: в тексте переплетаются традиции древних народов, исторические и культурные детали, а, главное, отличный повествовательный и описательный язык.

Ильдар Абузяров родился в Горьком в 1975 году, историк по образованию. В литературе с 2000 года.

«В литературе успех выстроить нельзя. Это тупиковый путь, который неизбежно приведет начинающего автора к подражательству. Когда он осознает свое эпигонство, пребывание в литературной нише, занятой другими, перед ним встает непосильная задача — «выбить», превзойти первооткрывателя, с которым явление ассоциируется. Поэтому советую каждому оставаться всегда самим собой, быть искренним и надеяться поймать общественную волну-резонанс. Остальное зависит от работоспособности и, нравится нам это или нет, удачи и череды совпадений» (И. Абузяров).

Диагноз: читать и думать.

Драматургия

Иван Вырыпаев «13 текстов написанных осенью».

«– А если бы ничего не было, то что бы было?

– На воздушном шаре я бы полетела. Далеко, далеко полетела бы я. И я бы залетела своей матери в то самое место, из которого я появилась на свет. Из которого все дети появляются. А потом я стала бы уменьшаться, уменьшаться и уменьшалась бы до тех пор, пока я не стала бы тем, кем была до того, как стать мной. И воздушный шар тоже стал бы уменьшаться, уменьшаться до тех пор, пока не превратился бы в то, чем он был до того, как стать воздушным шаром».

Мистификатор и мифотворец. Настоящий волшебник слова.

У Вырыпаева в драматургии присутствует минимализм характерный для Хармса. Похожие пограничные смыслы и словесные коллажи. Слово у автора течет, извивается и изливается свободно и безудержно. Писатель и режиссер Иван Вырыпаев прибегает к новой поэтике, создает легенду, к примеру, текст пьесы «Бытие №2» составлен из писем женщины больной шизофренией, и дописанный автором. В тексте нет сюжета, но есть размышления героев на библейские темы. Это роднит «Бытие» с первой известной пьесой «Кислород».

Иван Вырыпаев родился в 1974 году в Иркутске, по образованию актер и режиссер.

«Бытие номер 2»: «Было бы понятно, что текст написал не профессиональный драматург, но при том очень талантливый человек. Мы вначале пытались разобрать пьесу, как говорится, по Станиславскому. Потом бросили, потому что там нет банальной театральной логики, нет обычного развития действия. Но там есть художественные образы и даже афоризмы. Чего стоит, например, такая фраза: «Если ты веришь в Бога, то это не означает, что Бог верит в тебя». Красивая фраза» (И. Вырыпаев).

Диагноз: думать и читать.

Проза

Ульяна Гамаюн. «Ключ к полям».

«Потом порывисто вскакивает и, хлопнув дверью, как всегда она хлопала дверьми, выбегает на улицу. Прильнув к окну, я сквозь желтые клочья тумана различаю ее зеленое в красную клетку пальтишко: пальтишко бежит, не оглядываясь, по белому войлоку больничного сада к невидимым воротам. В мокром снегу ползут осторожные машины, в одной из них она катит прочь к морю или еще куда угодно. А я могу только смотреть издали, из своего разбитого окна могу только любоваться своим ущербным миром в осколках, оставаясь по эту сторону, и описывать все это непослушными, новообретенными словами. Потому что теперь, несмотря ни на что, громко и четко: я могу говорить».

Загадка российского разлива. Ульяна Гамаюн, писательница, (пишущая под псевдонимом и не показывающаяся на людях) недавно выпустила свой первый сборник короткой прозы «Ключ к полям», стала лауреатом премии «Неформат» и получила одобрение Юрия Мамлеева.

Сборник «Ключ к полям» проба пера. Простые описания, простые диалоги, минимальная игра со смыслами, но твердый шаг вперед. Писательница дает каждому рассказу название, связанное с кинематографом, например, в тексте «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» описывается интервью с режиссером кино, который лежит в психушке и думает, что снимает кино.

Ульяна по образованию программист, живет в Днепропетровске. Лауреат премии “Неформат” за роман “Ключ к полям”.

Диагноз: Наивнаый но прочный текст.

 

Поэзия

Дмитрий Воденников «Здравствуйте, я пришел с вами попрощаться»

Да, вот именно так (а никак по-другому)

ушла, расплевавшись со всеми, моя затяжная весна,

и пришла — наконец-то — моя долгожданная зрелость.

Только что ж ты так билось вчера, мое сытое хитрое сердце,

только что ж ты так билось, как будто свихнулось с ума?

…Я стою на апрельской горе — в крепкосшитом военном пальто,

у меня есть четыре жизни (в запасе), у меня есть письмо от тебя:

“Здравствуй, — пишешь мне ты, — я серьезно больна,

И у меня нет жизни в запасе. Завтра у меня химиотерапия.

Однако я постараюсь выжить, я буду бороться.

Ты же — постарайся быть счастлив.

Живи по возможности радостно.

И ничего не бойся”. Ну вот я и стараюсь.

Поэзия Воденникова очень честная и чистая поэзия. Это поэт на любителя, хотя, на мой взгляд, он близок каждому.

Поэзия пронизана сугубо личными авторскими ассоциациями и впечатлениями. Она замкнута на писателе, но в то же время, не только об авторе. Она о каждом. Воденников широко смотрит и узко пишет. Узко и точно. Поэт постоянно пребывает в пограничном пространстве, своего тела и чужого. Фиксирует мысли и образы. Не с лупой вмешивается в чужие дела, не советует, а констатирует.

Дмитрий родился в Москве, в 1968 году, по образованию филолог.

Диагноз: приятные сердцу и глазу строки.

Виталий Семенов


Добавить комментарий: