Ситуация с потерей «Русским Букером» кормильца очень закономерна и показательна. Известие о финансовых проблемах премии пришло вместе с новостью о присуждении роману ее прошлогоднего лауреата Елены Колядиной титула «худшей книги года» в рамках антипремии «Полный абзац».
За время своего существования, то есть с 1991 года, «Букер» практически не приносил открытий и восторгов. Как правило, крест букеровского решения – разочарование, недоумение и стыд. И дело даже не в прошлогоднем «Цветочном кресте» – это всего лишь смачная клякса, которую случайно или с умыслом пролили. Но, так или иначе, жест этот стал символичным.
Оправданием «Букеру» служило то, что это жанровая премия, причем присуждаемая к трепетно любимому русскому жанру – роману. Параллельно с ней шли разговоры о судьбе русского романа, его тупиках и перспективах. Но, всматриваясь в «Букер», все чаще мерещились тупики, ведь всего то несколько понятных и здравых решений за все время. Олег Павлов, Ольга Славникова, Александр Иличевский, Михаил Елизаров – это где-то близко к попаданию за все время. Но разве это были достижения, открытия премии? Вовсе нет. Просто в этих решениях она откровенно не шмякнулась в лужу. Плюс ли для этих писателей, что их наградили (если, конечно, не брать в расчет приятный финансовый эквивалент)? Каково, например, Павлову и Славниковой в одном ряду с Чижовой и Колядиной? Ответа не требуется. Разве все это – русский роман? Нет. «Букер» манипулировал, он многое подгонял под роман, размывал его значение и суть.
В том числе и эта премия, спустившаяся из «метрополии» на дикие и пустынные аборигенные земли, навязала нашей литературе комплекс провинциальности и локальности, установила ее русскоязычный формат, свела к скоморошеству, лубку и псевдонациональному стилю.
Второе оправдание «Букеру» было традиционным: больше премий – тучнее социально-финансовая корзина для писателей. Но какое отношение эта «морковка» имеет к творчеству, не проще ли поставить всех на довольствие, усесться на госфинансирование?
Кстати, об этом. Еще более странным будет, если премия, лишившись туманноальбионных финансов, перепрыгнет на родное госфинансирование. Это может открыть новую страницу сосуществования и взаимодействия литературы и нашего государства. Любопытную, но почему-то кажется, едва ли перспективную для самой литературы…
Вообще финансово-хозяйственные проблемы в последнее время даже чаще литературных взвинчивают литпроцесс. То журнал «Урал» был на грани, то редакция «Нового мира» висела на волоске выселения. Теперь вот премия сделала из своего бюджета очередной информационный повод. Тоже предмет для обсуждения. Литература отходит на второй план перед скандалами, генерируемыми вокруг нее…
«Букер» – это инерция современного литпроцесса, причем странная, порой обретающая болезненные атавистические формы. Это скукожившиеся, иссохшие листы, которые, отмирая, падали с дерева, но их зачем-то подхватывали и прикладывали в гербарий
Если «Букер» будет заморожен, то это пойдет только в плюс.
Во-первых, это будет хорошим скандально-информационным поводом в стиле прошлогоднего «пусть говорят», лишь бы говорили, а для этого даже «Цветочный крест» подойдет…
Во-вторых, это встряхнет инерционно-номенклатурный литпроцесс и, надеюсь, из ситуации покоя выведет его в движение, в поиск нового-актуального слова и формы. Судьба «Букера» — угрозы номенклатуре, которая всегда подсознательно взыскует о диких гуннах, которые бы цунамическим напором смыли их, внести хаос в привычные упорядоченные ряды, кристаллизирующие болото.
В третьих, заморозка «Букера» – реализация моратория на премии. Современная премиальная гонка далеко не стимул развития литературы, она разрывает ее, проводит полосы отчуждения, питает психологию иждивенчества и конъюнктурщины.
Да здравствует «Букер»! Прощай «Букер»! Ты и так слишком долго задержался, придя к нам в мешках с гуманитарной помощью в девяностые.
Если не прощай, то, по крайней мере, несколько лет он должен простоять в углу, а за это время, быть может, настоящая романная премия сложится. За почти два десятилетия своего существования «Букер» так и остался у нас литературным новоделом. Эклектичное невразумительное временное строение из стекла и бетона, разросшееся с большими амбициями и претензиями в совершенно ином архитектурном окружении…
Андрей Рудалёв
Комментарии:
11-03-31 10:57 Алексей
Премия мерзкая, туда ей и дорога… Ответить
11-11-08 06:54 Latasha
It’s raelly great that people are sharing this information. Ответить