Елена Крюкова

БИОГРАФИЯ

Елена Николаевна Крюкова родилась в Самаре, на Волге. Окончила Нижегородское музыкальное училище и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу фортепиано и органа. Выступала с сольными концертами – фортепианными, органными, аккомпанировала вокалистам, играла в трио и квартетах.

Первая публикация — в газете Московской консерватории в 1980 году: стихи.

Сразу после окончания консерватории работала в Нижегородской консерватории, потом в Иркутском оперном театре. В Восточной Сибири по-настоящему начала писать.

В 1983 году поступила на заочное отделение в Литературный институт (семинар поэзии Анатолия Жигулина). В 1989 году защищала диплом: первая изданная книга стихов “Колокол”, книга “Литургия оглашенных” (рукопись). В этом же году – первая публикация в “Новом мире” (фрагменты из книги “Страсти по Магдалине”).

В 1991 году Елену Крюкову принимают в Союз писателей России.

В 1990-м году в Нижнем Новгороде выходит вторая книга стихотворений Крюковой “Купол”, а все 90-е и начало 2000-х отмечены целым рядом серьезных поэтических публикаций в центральных и региональных литературно-художественных журналах (“Новый мир”, “Дружба народов”, “Знамя”, “Юность”, “Согласие”, “Москва”, “Нева”, “Волга”, “Нижний Новгород”).

Начинает писать прозу в конце 90-х. Первый роман “Юродивая” публикуется в журнале “Нижний Новгород”. № 3, 2001 (фрагменты). По этой журнальной публикации роман вошел в финал литературной премии “Ясная Поляна” в 2004 году.

В 2005 году “Юродивую” выпускает в свет издательство “Дятловы горы” (Нижний Новгород) и презентует ее на международных книжных ярмарках в Париже (2006) и Москве (2006).

В 2004 году написан роман “Тень стрелы” — о гражданской войне в Южной Сибири и Монголии, бароне Унгерне и Азиатской дивизии. Первое издание романа (Чехия, Прага, “ATNX”, 2004) было презентовано во Франции, на Марсельской книжной ярмарке 2004 года. Роман дважды был переиздан в России (Москва, “Подвиг”, 2004; Москва, “Вече”, 2009).

В 2007 году в издательстве “Дятловы горы” выходит авторский проект – три книги: “Империя Ч”, “Зимняя война”, “Красная Луна”. Это во многом экспериментальная работа, где перемешаны романтизм и философия войны, попытка анализа социальной агрессии и живописное изображение русского Востока. “Империя Ч” переиздана в Москве (“Подвиг”, 2008).

Все эти годы Елена Крюкова занимается искусствоведением, работает с художниками как куратор и арт-критик, организует художественные выставки. Автор и куратор ряда арт-проектов в России и странах мира (Франция, Германия, США), куратор Международного культурного движения “Восток – Запад” (с 2004 г.).

В 2008 – 2009 году много работает как прозаик. Публикации 2009 года: “Яства детства” (“Волга”, № 1-2), “Смерть Джа-ламы” (“День и Ночь”, № 1-2), “Переломы судьбы” (цикл рассказов, “Сибирские огни”, № 6), “Русская рулетка” (“Байкал”, № 3). 2009-й – счастливый год для писателя: кроме переиздания “Тени стрелы” в “Вече”, выходят детская книга “Созвездие Льва” (издательство “БИКАР”, Нижний Новгород), исторический роман “Путешествие с Казановой” (“Подвиг”, Москва), книга стихотворений “Овидиева тетрадь” (сборник “На уровне любви”, Красноярск, СФУ).

В декабре 2009 г. Елена Крюкова побеждает на конкурсе “Согласование культур” (Германия) в номинации “поэзия”.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

“Колокол” (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1986)

“Купол” (Нижний Новгород, Волго-Вятское книжное издательство, 1990)

“Кровь польских королей” (Москва, “Валон-В”, 1993)

“Сотворение мира” (Нижний Новгород, “Нижполиграф”, 1998)

“Тень стрелы” (Прага, “ATNX”, 2004; Москва, “Подвиг”, 2004; Москва, “Вече”, 2009)

“Юродивая” (Нижний Новгород, “Дятловы горы”, 2005)

“Империя Ч” (Нижний Новгород, “Дятловы горы”, 2007; Москва, “Подвиг”, 2008)

“Зимняя война” (Нижний Новгород, “Дятловы горы”, 2007)

“Красная Луна” (Нижний Новгород, “Дятловы горы”, 2007)

“Путешествие с Казановой” (Москва, “Подвиг”, 2009)

“Созвездие Льва” (Нижний Новгород, “БИКАР”, 2009)


 

ЦИТАТА

«…“Осип – не мой сын. Я его вырастила и выкормила. Когда его родная мама, первая жена моего мужа, умерла.

Умерла она тяжело и плохо, в далеком сибирском городе, на лютом севере, одна, дикой зимой, мороз под пятьдесят, в плохой больнице, под старый Новый год, когда уколы медсестры не хотели даже за деньги делать, а хотели пить, гулять и веселиться, от души, по-сибирски, с самогоночкой, груздями солеными и чиром копченым. Умирала страшно, одиноко, глухо, лучше в тайге на зимовье, рядом с голодной собакой, умереть. Я часто видела такую картину: она лежит, лицом вверх, глядит в потолок, губы закусила от боли, а за стеной, далеко, в ординаторской, или там в сестринской, не знаю, гудят, поют, стучат, танцуя, каблуками об пол, и опять выпивают и голосят.

Старый Новый год! С тех пор муж невзлюбил старый Новый год. В старый Новый год он покупал водки, большую бутылку, ноль семь, и выпивал ее один, и закусывал мало, чтобы тяжело и крепко опьянеть. Нет, не один. Я тут была, с ним. Я немного помогала ему, толклась возле стола со своей маленькой стопочкой. Он плескал мне в стопку водки, зажмуривал глаза и цедил: «За всех наших… покойных!..» — и опрокидывал стакан в рот стремительно, будто пожар внутри заливал.

У мужа отец его, сибирский казак Осип Ефимыч, тоже умер в старый Новый год.

И он поминал отца и первую жену вместе, в один день. Вернее, в одну ночь.

А потом пьяный к мольберту вставал – и малевал, шлепал, бил кистями по холсту.

Написать картину – тяжелая работа. Хуже иной раз, чем дрова пилить и рубить.

Он пилил подрамники, рубил ножницами холсты, рубил, казак, головы нарисованным всадникам, взрезал мастихином рыбье брюхо белого, свежего полотна. Вынимал из брюха живую, черную, сверкающую, кровавую икру жизни. Окунал в нее лицо. Пил скипидар стаканами. Закусывал красным краплаком. Занюхивал грязной тряпкой, которой кисти вытирал. Он жил, он хотел жить, он писал жизнь, писал, как сумасшедший, рыб, птиц, коней, и потом, отпрыгнув от холста, кричал: «Это все никому не нужно! Меня никто не понимает! Кто все это купит?! Никто! И никогда!»

И садился на пол перед замазанным холстом.

И я вытирала ему мокрое лицо вонючей пестрой тряпкой.

И говорила ему молча: я тебя люблю, ну что ты. Ведь и мы когда-нибудь умрем. Зачем тогда плакать. Работай. Пиши. Лови рыбу. Седлай коней. Стреляй птицу. Ты казак, и сын твой, Осип, — казак. Вы у меня два казака; а я ваша баба, и нет у меня другой судьбы”…» (из рассказа “Смерть кота”)


 

О ЕЛЕНЕ КРЮКОВОЙ

Елена Крюкова – поэт; ее проза необычна и на сегодняшний день необычайна.

Бесконечные периоды обнаруживают глубокое и сильное дыханье, верно поставленный ритм; синонимические ряды и грозди эпитетов говорят о сложном составе красок, стремительно бросаемых на полотно (отец автора, Николай Крюков, был художник; многое врождено и перенято – этакая вихревая малявинская манера); отказ от сглаженной реальности будней в пользу фантасмагории бытия говорит о стремлении к Истине – Ее колючие искры вспыхивают на каждой странице. Перед нами то, что вернее всего назвать ПЕСНЬ, нынче действительно необычайная, умолкшая века тому назад. То притча, то сказ, то чисто музыкальная импровизация (Крюкова – музыкант: рояль, орган), то стихи как восхолмья, всегда уместные на равнине.

Управить и выстроить свою Песнь помогает Елене Крюковой страстная, опять-таки необычайная на сегодня, быть может, единственная по яркости своей ЛЮБОВЬ ко всему сущему. Оглядываясь, не вижу ничего ей вровень. Вспоминая, бормочу строки Уитмена… Любовь и творит чудеса сюжета – как творит она ЧУДЕСА ЖИЗНИ.

Расплата за прошлое, за сегодняшнее. Русский катарсис? Вывози, юродивый…

Правда, дело это вечное. Россия немыслима без такого анахронизма, без такого «родимого пятна». Без такой абсолютной любови, соединяющей землю и небо. Не будь такой Юродивой на площади и на страницах, я бы не знал, ей-Богу, ЖИВ ЛИ еще несчастный наш народ…

Владимир Леонович, поэт, публицист