Мы

Главные лица

Проекты

Библиотека

Ильдар Абузяров

Василий Авченко

Борис Агеев

Роман Багдасаров

Анатолий Байбородин

Сергей Беляков

Владимир Бондаренко

Владимир Варава

Вероника Васильева

Дмитрий Володихин

Вера Галактионова

Ирина Гречаник

Михаил Земсков

Иван Зорин

Ольга Иженякова

Николай Калягин

Капитолина Кокшенева

Алексей Колобродов

Алексей Коровашко

Владимир Личутин

Вячеслав Лютый

Владимир Малягин

Игорь Малышев

Юрий Мамлеев

Виктор Никитин

Дмитрий Орехов

Юрий Павлов

Александр Потемкин

Захар Прилепин

Зоя Прокопьева

Дмитрий Рогозин

Андрей Рудалев

Герман Садулаев

Владимир Семенко

Роман Сенчин

Мария Скрягина

Константин и Анна Смородины

Татьяна Соколова

Геннадий Старостенко

Лидия Сычева

Михаил Тарковский

Александр Титов

Багдат Тумалаев

Сергей Шаргунов

Владимир Шемшученко

Лета Югай

Галина Якунина

Классики и современники

Главная тема

Литпроцесс

Новости

Редакция

Фотоархив

Гостевая

Ссылки

Видео

Где купить наши книги

Без комментариев

Они любят Россию

Главная | Библиотека | Мария Скрягина | 

Пути и следы: Прилепин и Гуцко

Прилепин

У автора романов "Санькя" и "Патологии" (финалисты "Русского Букера" и "Национального бестселлера") вышла новая книга, с которой я хочу вас познакомить. "Грех" - "роман в рассказах". Не знаю, лукавят ли здесь издатели (следуя своей стратегии избегать публикаций рассказов в чистом виде), или такова была изначально авторская позиция - представить данные тексты, как одно целое, но так или иначе - перед нами роман в рассказах.

С первой же истории - "Какой случится день недели" - понимаешь, что Прилепин - очень искренний, открытый, чуткий автор. И сразу доверяешься ему и идешь вослед, пусть даже сгустится тьма - и фура на обледеневшей дороге, и погибший мальчик, друг детства, и кладбище, и мордобой до крови, и война. Но свет первых двух рассказов будет сиять нежно и верно, оберегая героя. Жизнь и Смерть, Свет и Тьма, и меж ними - судьба человека…

В своих рассказах Прилепин пишет о простых вещах - любовь, добро, справедливость, дружба, семья, дети. Только эти ценности, очищенные от налипшей за последние годы дряни, шелухи, фальши, здесь настоящие и очень похожи на зерна, которые можно посадить и они прорастут в нашей жизни заново, заглушая душившие нас сорняки.

У Прилепина герой не ноет и не занимается бессмысленной рефлексией, он действует, его внутреннее "я" всегда выплескивается вовне, выправляя действительность. Захар в романе совершает мужские поступки - спасает солдат, защищает женщину, он готов дать отпор злу, устоять перед искушением... У этого героя все по-настоящему, честно, без равнодушия - вот, что трогает. Он не дает себе поблажек. "…Всякий мой грех… всякий мой грех будет терзать меня… А добро, что я сделал, - оно легче пуха. Его унесет любым сквозняком…"

На мой взгляд, "Грех" - наиболее удачный, цельный и в каком-то смысле "спелый" рассказ, то ли срез яблока, то ли юности. В языке много точных, емких, красивых образов. И по-хорошему завидуешь автору, что он сумел разглядеть, выразить, преподнести их читателю.

Нашему поколению нужен писатель, который мог бы высказать нас - и наши воспоминания о прошлом, и сегодняшнее мироощущение, и мечты. Но без пошлости, грязи и пресловутого гламура. Нам нужен автор, который погружен не только в свою внутреннюю экзистенцию и личностные кризисы, а умеет смотреть в глаза действительности и осмысливать ее. Мы ждем того, кто попытается соотнести себя со временем, в котором живет, которое пришлось преодолеть, кому интересно понять человека в контексте исторических изменений и социальных потрясений, осознать, какое место отдельная личность занимает в историческом потоке.

И чтобы, наконец, на место героя, который просто проживает жизнь, фиксируя свое "не могу" и "не хочу", пришел герой, который задумался о личной ответственности за происходящее вокруг.

"Я ведь тоже люблю Родину. Я страшно люблю свою землю. Я жутко и безнравственно ее люблю, ничего… не жалея… Унижаясь и унижая… Но то, что расползается у меня под ногами, - это разве моя земля? Родина моя? Куда дели ее, вы…"

Гуцко

Молодой писатель Денис Гуцко был мало известен широкой публике. Вручение ему премии "Букер - Открытая Россия" в 2005 году стало неожиданностью для всех. Однако, не сомневаюсь, премию автор получил по праву. Гуцко пишет хорошим русским языком, пишет на серьезные темы, не играя в постмодернизм, не идя на поводу у читателя.

Роман "Без пути-следа" - о молодом человеке, родившемся в Грузии, но после распада СССР вынужденного вернуться на родину матери, в Ростов. Как прижиться на новом месте - и вроде бы не в чужой стране - человеку, воспитанному на других обычаях, в другой культуре, говорящему по-другому? Оказывается, это большое испытание, которое сложно выдержать. Сохранить свою инаковость или же спрятать поглубже? И как принять родину совсем не такой, о которой мечтал - из солнечных тбилисских улиц попасть в трущобы, где пьянь и мат, где ты никому не нужен? Да нужен ли ты своей Родине? В один прекрасный день Митя не может получить российский паспорт. Начинается унизительное хождение по кабинетам и стояние в очередях. Родина не хочет нового гражданина. Василий Аксенов едко заметил: "Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта". А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. И Родина-то вроде как и не нужна: живи, как хочешь и где хочешь, можешь в так называемой "этой стране". А для Гуцко тема оказывается насущной, глобальной, от нее зависит жизнь его героя. Человек не может быть без роду, без племени, жить, не оставляя следа. Обрести Родину - значит обрести себя, и Гуцко пишет об этом поиске пронзительно, откровенно, иногда слишком темно и безысходно.

Его Митя неприкаянно ходит среди тусклой зимы и вспоминает, как приехал в Ростов, как учился в университете, познакомился с женой, как родился любимый сын Ваня, как укатила с новым мужем в Норвегию жена и увезла потом сына. А он, образованный, начитанный, интеллигентный устроился охранником в банк, "смотреть в мониторы" и открывать двери начальству. И так десять лет, "те самые годы, в которые мужчинам положено пахать до седьмого пота, воевать и творить - или хотя бы погибнуть. Ненужные, бросовые годы, которые можно описать все, описав один день".

Роман Гуцко напомнил мне "Разговор в "Соборе" Марио Варгаса Льосы: когда что-то происходит с твоей Родиной, твоя личность тоже разрушается, нужны силы и воля, чтобы сохранить целостность, выдержать натиск. Новая реальность наваливается на Митю, и каждый раз, когда надо действовать, дать отпор, проявить себя, он отступает в свой сумрачный мир, поразмышлять среди фонарей и тумана. И все-таки перелом случится.

Герой, выйдя в весну, совершит Поступок - признается в том, что предал и страну, и себя, отступив, промолчав, приняв все, как есть. "Радость, как только выяснилось, что за нее придется драться, перестала его интересовать. И он спрятался туда, где всегда отсиживаются слабые, ищущие не победы, а утешения. А иначе, если было бы за что стоять, разве он согласился бы жить так, как ему велели жить? Разве смирился бы с этими сумерками вручную, что они устроили целой стране? Жить, даже не пытаясь вякнуть, что претендуешь на большее. Он предал страну, в которой собирался любить и растить своего ребенка, - тем, что не ввязался в драку, не имел смелости хотя бы попробовать сделать по-своему. Остановить то, что мерзко. И когда ему сказали: "Будет так", скривился и молча ушел в угол… Была возможность понять, был срок, чтобы стать сильным. Не стал. Предал, подумал - и предал еще раз".

Роман "Без-пути следа" вышел в издательстве "Вагриус" под названием "Русскоговорящий". Поэтическую фразу из стихотворения грузинского поэта Бараташвили редакторы заменили. И все-таки… "Мчи, Мерани мой, несдержим твой скач и упрям. Размечи мою думу черную всем ветрам".

Мария Скрягина

Опубликовано в интернет-журнале «Органон» (обновление от 23.01.08 )