Мы

Главные лица

Проекты

Библиотека

Ильдар Абузяров

Василий Авченко

Борис Агеев

Роман Багдасаров

Анатолий Байбородин

Сергей Беляков

Владимир Бондаренко

Владимир Варава

Вероника Васильева

Дмитрий Володихин

Вера Галактионова

Ирина Гречаник

Михаил Земсков

Иван Зорин

Ольга Иженякова

Николай Калягин

Капитолина Кокшенева

Алексей Колобродов

Алексей Коровашко

Владимир Личутин

Вячеслав Лютый

Владимир Малягин

Игорь Малышев

Юрий Мамлеев

Виктор Никитин

Дмитрий Орехов

Юрий Павлов

Александр Потемкин

Захар Прилепин

Зоя Прокопьева

Дмитрий Рогозин

Андрей Рудалев

Герман Садулаев

Владимир Семенко

Роман Сенчин

Мария Скрягина

Константин и Анна Смородины

Татьяна Соколова

Геннадий Старостенко

Лидия Сычева

Михаил Тарковский

Александр Титов

Багдат Тумалаев

Сергей Шаргунов

Владимир Шемшученко

Лета Югай

Галина Якунина

Классики и современники

Главная тема

Литпроцесс

Новости

Редакция

Фотоархив

Гостевая

Ссылки

Видео

Где купить наши книги

Без комментариев

Они любят Россию

Главная | Библиотека | Мария Скрягина | 

Анна и Анна

Анна Козлова "Люди с чистой совестью"

Не церемонясь, вспороть тьму ножичком для кесарева и выпустить на волю чертенят, погрузиться в глубокую клоаку без акваланга и вовремя вынырнуть, заглянуть в ад, обнаружить, что там тоже копошатся люди, поведать истории из их жизни и назвать книгу "Люди с чистой совестью".

Как бывает апофатическим богословие, приближающееся к Богу путем отрицания не присущих ему признаков, так, видимо, в данном случае - это что-то вроде апофатической литературы, которая отрицает наличие в современной действительности какого бы то ни было света - ни любви, ни верности, ни дружбы, да и смысла здесь нет.

Герои Козловой - разочарованные, циничные, развращенные, уцепившись крюками судеб за ложные цели, пытаются тянуться вверх, все же понимая безуспешность и обманчивость своих попыток.

Главный герой Валера женат на Даше, дочке думского функционера. Удобное родство помогает Валере стать своим в Партии Любви, а также подружиться с лидером молодежного крыла Федором Рыбенко. Пикантность ситуации заключается в том, что Даша, недолго думая, изменяет Валере с Рыбенко, а потом они начинают жить втроем. Между делом проводятся какие-то партийные акции, прессухи, из партии выкачиваются деньги на сомнительные проектики.

Возможно, для тех, кто в курсе, какие реальные лица выступили прототипами героев, роман покажется более интригующим. Но событийно он бедноват. "И гадчайше завертелось" - скорее, завертелось стилистически, Козлова умеет держать темп повествования, и герои у нее колоритные, и пикируются они у нее - палец в рот не клади, и происходящее описывается с юмором, гротескно, иногда чересчур.

Современный московский роман уже не покидает пределы "Шоколадниц" и ресторанов. Большую часть времени герои пьют, чередуя пиво, водку, шампанское, потом мучаются от похмелья, но, к счастью для читателя, успевают поразмышлять о смысле жизни, творчестве, любви и семье. Размышления эти неутешительны: Валера еще молод, ему 27, а не хочется уже ничего. И "это безволие, оно тотально, на всех уровнях, оно победительно. Ничего настоящего просто не осталось". Рыбенко еще более категоричен: "Наш мир - говно", так что ждать ничего хорошего и вовсе не следует. Даша, любительница дорогих шубок, сапожек, исправная посетительница фитнес-центров, косметических салонов, не мыслящая жизни без шопинга, формулирует: "Главное - жить по-человечески. Чтобы были нормальные деньги, и занимайся, чем хочешь".

По-человечески. А что есть человек? Образ и подобие Божие. Весь ужас как раз в том, что человеков-то в романе Козловой и нет. Недаром, Даша, пытаясь воцерковиться, начинает видеть вокруг чертей. Человек давно променял себя настоящего на деньги, секс, алкоголь, карьеру. Что дальше? Пустота, в которую улетает Рыбенко?

И все-таки, оказывается, она есть - посланница свыше, компас, данный нам от рождения, чтобы не заплутать в мире людей. Душа, "которая все чувствует и болит"… Ее еще можно спасти.

Анна Старобинец "Резкое похолодание"

Некоторые люди обладают даром рассказывать страшные истории. Не знаю, вырастают ли они из тех, кто шепотом в темноте раскрывал тайну черного дома и черных человечков, или, наоборот, из их молчаливых слушателей. Наверное, на этот вопрос могла бы ответить писательница, которую принято называть российским Стивеном Кингом. В новую книгу Анны Старобинец "Резкое похолодание" вошли три рассказа и две повести, последние и задают тон сборнику.

Повесть "Домосед" написана от лица… домового. Домовой живет в переулке неподалеку от Патриарших прудов и хранит семью академика Вишневецкого. Только вот семьи никакой не осталось. Старик Вишневецкий умирает, его правнучка уходит жить в другое место, а квартиру сдают. Все, что имело отношение к этим стенам, к их обитателям, к истории страны - первые открытия советских ученых, черные воронки, снос церквей, война, эвакуация - все прошло… Домовой выглядывает в новый мир после смерти хозяина, видит, как изменились люди, и все больше меняется сам.

Его глазами мы наблюдаем жизнь людей со стороны, чаще с изнанки, в те мгновения, когда кажется, что тебя никто не видит, и ты спокойно совершаешь самые гадкие поступки. Домовой проникается вполне человеческими эмоциями, учится у хозяев не только хорошему, но и плохому. Его предают, и он отплачивает тем же, и жаждет всеми силами избавиться от самого светлого чувства, от того, что связывает его с людьми.

"Во мне не осталось любви. Совсем не осталось. Я молился об этом, я читал заклинания, я долго к этому шел - и вот пришел". А могут ли те же домовые жить без любви?

Действие повести "Резкое похолодание" разворачивается в подмосковном городке, где среди скучного пейзажа возвышается гора, а в горе, представьте себе, живет волшебница. Да-да, самая настоящая. И девочка Соня, замученная и родителями, и одноклассниками за лишний вес - "Фу, толстая корова!" "Скажи, ты все-таки будешь заниматься спортом?" - пишет волшебнице письма. Одинокий, несчастный человечек верит, что только хозяйка горы может помочь ей и защитить. Но существует ли волшебница? И если да, то кто она? И, правда ли, что наши желания сбываются чаще, чем мы думаем? Ответ, как и положено, будет неожиданным.

В свое повествование Старобинец вплетает простые, но часто забываемые истины: тот, кто совершил зло - не будет счастлив, тайное всегда становится явным, а ненависть способна к материализации. В мире, где потустороннее существует наряду с реальным, человеческие поступки и их последствия видятся намного отчетливее. И на самом деле в свой волшебный бинокль автор рассматривает не столько проявление таинственного в нашем мире, но, прежде всего, человеческие судьбы и отношения между людьми.

Мария Скрягина

Опубликовано в интернет-журнале «Органон» (обновление от 29.05.2008)