Размышления о русском народе
Может, это лишь игра ума, а может, и нечто большее, чем простая забава для пустой растраты времени? Но как любопытно наблюдать за превращениями слов, когда время растягивается в своей протяженности до самых туманных призрачных пределов…
Эх, если бы я с юности задумался над глубиною слова, подпал бы под его власть, очаровался бы им, а не принимал бы, как набор букв, несущих однозначный смысл, постиг бы его воистину божественную сущность, житие Руси предстало бы тогда мне совершенно в ином виде смысле, и самые бы темные страницы национального бытийного свода приоткрылись бы мне. Эх, кабы да кабы…
Вот я смотрю в закуржавленное деревенское окно, на улице зыбятся отроги сугробов, на склонах темно-синие, в овершьях желтоватые, как бы присыпанные солнечной пылью, а с голубого неба слепяще светит заиневелое, какое-то мохнатое с боков Ярило, зеленоватое, в разводьях и рыжих проплешинах, похожее на переросшую репу. Взгляд мой перетекает на оконный переплет, давно требующий замены, потрескавшийся, с трухлявыми пазьями и шипами, стекла держатся в четверти лишь замазкой. Пора рамы менять, иначе избу не нагреть, сколько ни пали дров. Подумалось вдруг: Рама — деревянные створки со стеклами, что вставляются в оконную колоду, куда льется в сумерки жилья небесный, солнечный свет. Но Рама (Вишну) — это герой индо-арийского эпоса Рамаяна. Ра — бог солнца, а в Египте он же и Отец богов. Но богу Ра поклонялись и древние русы — арии, наши древние предки. Река Волга в начале первого тысячелетия называлась Ра, этот корень можно видеть во многих названиях русских рек и полесий: Печера, Мегра, Сура, Сура Поганая, Югра, Урал, Мурома, Мещера, Нарма, Нара, Ростов Великий, Русса, Ижора, Порусса…Это земли русов-ариев. Ма — богиня, Мать-рожаница. Отсюда: мама, мать, матка, материк, мадам, муттер, мамико. Значит рама — это нераздельные Отец-Мать. За этим значением, внешне таким невыразительным, стоят пять тысяч лет иль куда более; одно лишь слово стягивает меж собою, как неразрывной вервью, целые материки и народы: египтян, индийцев, русов…Рама — блок-метафора, праслово, языческий катехизис двубожия, естественно влившийся в православие. И поныне молельники, рано утром после Пасхи, выйдя из церкви на паперть, обращают взгляд на восток и, отыскав благословенное светило, кланяются ему: Здравствуй, Отец наш родимый Иисус Христос!
Ра — солнце, Ар — земля; в одном коротком слове запечатлен весь сакральный смысл русского бытия. Рама (Вишну) — бог света, жизни, плодородия. А Ма-ра? Вроде бы переставлены лишь два слога?..Нет, это поменялась власть во всем сущем. Уже богиня Ма довлеет над Ра, женское над мужским, властвует деловитая Мать-рожаница в ее желании оплодиться иль забрать обратно к себе в лоно. Мара — богиня смерти, от нее рождаются морея, маруха, кикимора, мордка, морилка, морена, хмара, марево, морок, сумерки и все связанное с морозом. Эта двенадцатая иродова дочь, трясавица, старуха с косою наводит порядок в мире, чтобы попустить в мир новую поросль. Солнце скатывается на запад, Мать-сыра земля поглощает его — и тогда приходит ночь, наступает вселенская тьма, все в природе затаивается, затихает, как бы приготовляется к погибели, и человек с душевным томлением, как и все живое, обреченно закрывает глаза, уходит в сон, как в смерть, чтобы с утра, с первым солнечным лучом очнуться для продолжения жизни…
Так веровали дальние наши предки, и свой поклон природе они запечатлели навсегда, запечатали в языке прафилософию, когда наши праотичи жили в поклоне Матери-сырой земле и солнцу — Яриле. Это было еще до бога Вола и бога Сварога. Всё вещественное давно пропало, источилось в нети, в труху, в пыль, но слова-метафоры, эти сгустки метафизической энергии, угодили от огнепоклонников через оконную раму в нашу избу и нисколько не утратили своей силы. Эти слова — символы, не имеют конца; ибо когда придет на землю новый народ, то он ступит на нашу тропу, и пусть ощупкою, но отыщет уже натоптанный след.
Если ехать на поезде через Котлас на Урал, то невольно попадешь на станцию Потьма — столицу советских лагерей. И мало кто, наверное, нынче знает, что в старину Потьмой считалась последняя, низшая область, что находится ниже ада, куда попадает по смерти самый лютый грешник, и откуда уже нет душе возврата; по русским древним представлениям — это самая суровая камера пыток и бесконечных страданий. И однажды потусторонний, мифологический образ вдруг материализовался на земле.
На побережье Карского моря есть поселения Кара и Усть-Кара. Кара — древнейшее русское слово, означает божью кару, немилосердное наказание, муку, темно-гнедой, карий цвет. В Поморье кара — доска для разделки вареной рыбы. Мне представляется в слове Ка-ра древнейший мифологический смысл. Ка — индийская богиня Кали, грозная жена немилостивого Бога Шиви, а Ра — бог солнца. Побережье Карского моря суровое, тундряное, тяжелое для прожитья, где хозяйничают снега, льды и полярная ночь, когда богиня Кали на долгое время побеждает Ярило.
Мне думается, что от Карского моря, до народа Кара-калпаков (черных колпаков) в средней Азии и до черных гор Каратау, и далее в Индию, пусть и призрачно, но проступают следы давно забытого пути переселения русов-ариев и будущих индо-ариев.
Но если поменять местами два слога, то на месте кары возникает Рака — скудельница, драгоценный ларец для мощей православных святых и святителей.
Таков глубинный, перетекаемый многозначный смысл прарусских слов-метафор, в которых заключена наша история
Владимир Личутин