…А что ни говори, но Роман Сенчин – выдающийся современный писатель уже потому, что его нельзя толковать однозначно. Его роман «Елтышевы» сер и мрачен, под стать тематике и эпохе – за это его стервят, обвиняя в растлении, сгущении красок, называя лжецом, подлецом и самим аспидом… Но читают и будут читать, потому что сила слова его могущественна: оно захватывает внимание и заставляет переживать кожей всю чудовищность изображаемого…
Ещё А.П. Чехов в своём рассказе «Мужики» поднял тему вымирания деревни, за что и был раскритикован Л.Н. Толстым – дескать, писатель должен своим читателям надежду давать, а не преувеличивать, нагнетая состояние действительности. Сенчин же не считает, что его романы «нагнетение обстановки», но они есть прямое описание деревни наших дней. Однако это описание трагично и душераздирательно, ибо перо писателя обладает потрясающей способностью затягивать людей в это тошнотворное, омерзительное болото сельской жизни, которая представляется нам глазами автора. На протяжении всего романа люди гибнут, как мошки, которых прихлопывают руками, оставшиеся в живых спиваются – спиртом, конечно! – до синевы кожи, а непьющие быстро и уверенно морально разлагаются от однообразной отчаянной жизни. Что же Сенчин хотел сказать, создав роман безнадёжных страданий?
Героев в романе нет, ведь «Елтышевы» – роман без героя; в нём сложно найти даже положительных персонажей. Всё действие романа – это попытки жуков вылезти из консервной банки, в которую их посадили, за чем весьма любопытно наблюдать и поражаться, насколько сильно окружающий мир против их «вылезания» и насколько тяжело они переносят неприятности, даже не могут справиться со своими чувствами, не то что вылезти из заточения. События развиваются динамично, и каждый раз появляется надежда, что всё-таки они выберутся, но, ответив на улыбку фортуны, они вновь обессилевают, заваливаются на кровать и глотают горькую, забив на дальнейшие попытки начать жить по-человечески. В деревне всем жить тяжело, людям не помогает техника, а помогают лишь близкие люди да свои собственные руки, но Елтышевы не ценят друг друга, ссорятся, зарываются в свои мирки, разрывая тоненькую духовную связь, которую им подарило сожительство в маленькой комнатке.
Семья Елтышевых – городские жители, переехавшие из-за безвыходной ситуации в деревню, где живут лишь немощные старухи да мужики, бегающие за копейки покупать резиново-жгучий спирт, и ни у кого просто времени не остаётся на поднятие собственного хозяйства. Так и умирают – не моясь, поедая лишь выращенную с горем пополам картошку.
В этом месте смерти нельзя жить, но и выживать проблематично, ибо само место ожидает твоей скорейшей гибели, твоего падения на дно. А это настоящее дно жизни: здесь есть ещё люди, но уже не человеки. Это не бомжи (каковыми были герои Горького), но эти персонажи куда уродливее – свои души они сознательно губят, а жизни намеренно прожигают. У них всех была возможность жить достойно, имея смысл и радости жизни, но они вновь и вновь, изо дня в день повторяют самый страшный грех – самоуничтожение уныньем и бездействием.
Сенчина обвиняют в том, что он изображает деревню уж чересчур мрачно, но центральное место в его романе занимает не деревня, а люди, и именно люди повинны в своём нравственном падении и деморализации. Именно люди в самом начале пути опускают руки и бездельничают. В этом и видится автору самый центр ужасов и деревни, и города, ведь городские жители не слишком отличаются от деревенских, разве что деньги добываются проще, потому и пьют коньяк, а не спирт, однако живут одинаково спустя рукава, забывая про настоящие ценности, спуская жизнь на алкоголь да пустые развлечения, – они проворонивают жизнь, не зная цели и желания жить, а это желание и невозможно без серьёзного духовного стержня, идущего от семьи, между прочим, от традиций. Что в городе, что в селе люди одинаково разлагаются от скукоты и дуракаваляния, пусть в городе это смотрится как-то поприличней, хотя души всё равно вязнут в трясине. А потому Сенчин не раз подчёркивает: в своём падении виноваты сами люди, не желающие действовать, а вовсе не внешние обстоятельства.
Судьба у Николая Михайловича Елтышева была не выдающейся, но не раз предлагала ему подарки, на которые он не обращал внимания, каждый раз отнекиваясь, не желая ловить удачу за хвост. Отец семейства работал в вытрезвителе, где в роковой день поступил жестоко и бесчеловечно: запустил в маленькую комнату четырнадцать (!) выпивших людей – не пьяниц! не алкашей! – а приличных молодых людей, которые отдыхали в клубе и перебрали. Автор очень сочно и особенно тошнотворно описывает сцену, когда дверь всё-таки открыли, и из неё вырвались перечный газ и концентрированное амбре, доведшие узников до полусмерти. За что охранитель правопорядка и был наказан увольнением, но то был шанс стать ближе к родной земле и начать другую жизнь. Впоследствии он сам вынужден будет постоянно находиться в тесной комнатке, где нельзя развернуться, – как бы то ни было, сей урок жизни не научит его ровным счётом ничему, он только пить начнёт.
Его потухшая жена-библиотекарь не очень-то переживала из-за переезда, она даже как-то с готовностью приняла свою участь. Эта женщина всегда убегала от проблем, не стремилась ни к чему конкретному; она всю жизнь считала, что лучшее не здесь, а где-то там, далеко.
Их старший сын Артём – это современный Обломов, только со знаком «минус», ведь Илья Ильич пребывал в блаженном состоянии томного мечтания, а этот – серый крот, «недоделанный» (так называет его автор) с единственной потребностью сбежать в тёплую кроватку, но не мечтать… а просто спать. Пустая трата человеческой души и жизни.
Связующим звеном между городскими жителями и деревенскими является мужчина, позиционирующий себя «Юркой» – подходящее имечко для дворового оборванца, а не для отца нескольких детей. Он является собирательным образом всех деревенский мужиков, которые шляются по чужим домам в поисках выпивки, причём Юрка явно является авторитетным лицом – именно он приводит к Елтышеву представителя спиртзавода. На должность распространителя спирта метили многие, однако её держали словно бы именно для Елтышева – видите ли, единственный приличный человек. И вот он – очередной шанс зажить новой жизнью, сама судьба предлагает Елтышеву работу (а в деревне её вообще нельзя найти), и в ней нет аморальности: ведь водки в деревне нет, люди технарём травятся! Всё-таки семья не соглашалась, ибо страдала гордостью, но какая может быть гордость у недостойного человека? Пыль в глаза! В итоге на работу они всё-таки согласились, но это уже было после их «падения», которым, по словам Валентины Викторовны, был день, когда они продавали на рынке жимолость. Эка надменность! Коли работы нет, так зарабатывай, как можешь, а не крути носом! Заставили их, комнатных, работать, а они это позором называют!
За два года их жизни в деревне они не сделали для улучшения собственной жизни ничего: строительство дома так и не сдвинулось с мёртвой точки, участок захламили. У них отлично получилось разрушать, однако на месте разрушенного ничего создать не получилось. Да, бывают такие люди, которые кроме собственных отходов ничего «создать» не могут. Здесь отличился Артём: он, бездельничая, создал сына. Тема любви у Сенчина – это зажимание в бане и подтирание промежности. Причём любовь у Артёма началась не с первого взгляда, не с трепетного вздоха или мимолётного касания кончиков пальцев… А с распределения девок между пацанами, и Артёму досталась блудливая бестия, которая рассуждает о любви таким образом: «А как без этого? Я люблю секс…» Другого от этой девицы и ожидать нельзя было, ведь мать её – мужик в юбке, колотящая своего кроткого пьянчужку-мужа. Но стоит пожалеть бедную женщину, ведь ей пришлось стать мужчиной, раз мужики все спиваются…
Как бы мы ни жалели героев, темы сострадания в романе не появится. Смерть там встречается с равнодушием, с оплакиванием собственной участи (на похоронах бабки Татьяны Валентина Викторовна – её племянница! – заплакала лишь при мысли, что и ей придётся умереть в этой глуши). Убийства, поджоги, грабежи игнорируются милицией, ведь, наверное, криминал в деревнях настолько частое дело, что милиции не хватает на всех. В дальнейшем Елтышевы даже начнут завидовать умирающим, что они уже отмучились, оставив их на ненавистном этом свете, и начнут вызывать смерть. Смерть для них не ужас, а дар, ведь жизнь для них сплошное наказание…
В течение всего романа читателя преследует мысль, что само государство решает убить действующих лиц, стереть их фигуры с лица земли. Вполне можно расценивать роман «Елтышевы» как выражение презрения государственному строю с его бюрократией и наплевательским отношением к людям, однако ж в том повинен не государственный строй, а сами люди, которым для нормального функционирования нужен кнут, который принудил бы всех жить по закону и по совести, жить и работать – только при таком порядке способен существовать русский человек. При таком порядке и при явной силе власти народ всегда бы выполнял свою работу.
Такие люди, живущие по совести, ещё существуют в злачной деревне Мураново: это старые бабушки, доживающие свой срок. И несмотря на свою немощность, они и дом в чистоте поддерживают, и скотину разводят, и на огороде что-то выращивают, и даже делают соленья – дряхлыми ручками. Они каждый день совершают один и тот же обряд пробуждения и сидения на лавке, и хоть их существование действительно убого (если рядом нет детей и внуков, которым они бы передали свой опыт и знания), они живут, поддерживая хозяйство в порядке, и каждый новый день ими воспринимается не как наказание, а как ещё одна возможность полюбоваться миром и поразмышлять над прожитой жизнью. К сожалению, этот единственный положительный персонаж – тётка Татьяна – у Сенчина весьма схематичен, но он задаёт направление, какого стоило б придерживаться Елтышевым.
Несмотря на отвратительность и безысходность происходящего в романе, надежда в нём есть: это и вера в своих детей, которые придут и громогласно спасут своих стариков, и вера в тепло и лето, – прекрасное лето, которое растопит лёд природы и сердец, и, быть может, жизнь пойдёт по-другому. Автор романа с любовью описывает природные явления, особенно чувственно воспринимается у него весна – пора оживающей природы. И каждый раз с оживанием природы героям даётся новая попытка изменить жизнь к лучшему, и если б они перестали утопать в неверии, отчаянии и лености, они бы смогли открыть своего Бога, способного привести их к свету. К ужасу читателей, герои безвозвратно заблудились во тьме, потому финал «Елтышевых» получился исключительно кровавым и трагическим, в котором повисает в воздухе оглушительный вопль Валентины Викторовны, провозгласивший конец эры Елтышевых и их полное вымирание…
Остаётся пожелать чувствительным читателям обойтись рецензиями на роман, а самому писателю быть аккуратным с его даром. Дар Сенчина потрясает и ужасает одновременно, ведь словами он касается всех потаённых страхов и опасений читателя, он способен убить в человеке веру в жизнь и своё государство, и потому писателю стоит быть осторожней с данной ему властью управлять чувствами и умами людей и давать в своих творениях читателям надежду и веру, которые и без того сегодня даются с трудом.
Напечатано в газете «Литературная Россия» (№46 20 ноября 2009г).
Вероника Васильева