Вольф Мессинг был особенным, и об этом можно судить по его автобиографии, исторической литературе, воспоминаниям современников, но никак по сериалу, авторы которого не потрудились прочитать хотя бы биографические заметки, просто кто-то что-то услышал и на этой основе решили создать «мыльный» сериал.
Телесериалы прочно вошли в нашу жизнь, одно название Санты-Барбары давно стало нарицательным. А как масштабно все начиналось! Весь наш двор пятиэтажек-«хрущевок» благодушно затихал в «сериальные» часы. Приезжаем в Украину — а там в телевизоре на государственном канале те же герои только разговаривают на «мове». «Джыно, Джыно, ты куды пишла? – говорит одна героиня другой – а я пишла шукаты Мэйсона, бо я його найкраща подруга» — отвечает та. Едем дальше и уже в Чехии, но уже на развлекательной кнопке пресловутая Джина смакует «потравины» (по-чешски: еда, прим. авт.). И, кажется, конца-краю этому не будет. Санта-Барбара, одним словом.
После таких экспериментов, заинтересовать требовательного зрителя сериалом практически невозможно, и все же телевизионщики не теряют надежды, время от времени подкидывая интеллектуальную «жвачку» или просто претензию на нее
взыскательной публике. Одна из таких – разрекламировання премьера телесезона «Вольф Мессинг» — человек, который мог видеть будущее, читал чужие мысли и периодически спал летаргическим сном. Я не говорю «телепат», «маг», «гипнотезер» — поскольку в нашем веке у каждого из этих понятий появился вполне двусмысленный оттенок.
Вольф Мессинг был особенным, и об этом можно судить по его автобиографии, исторической литературе, воспоминаниям современников, но никак по сериалу, авторы которого не потрудились прочитать хотя бы биографические заметки, просто кто-то что-то услышал и на этой основе решили создать «мыльный» сериал. Поэтому даже стержневые моменты, грубо искажены, как-то: Вольф сбегал не из дома, а из иешибота (духовного учебного заведения), и этому предшествовало одно так называемое «преступление», которое позже он опишет в своих мемуарах:
«Сломав кружку, в которую верующие евреи опускали свои трудовые деньги «на Палестину», и твердя про себя извечные слова всех обиженных и угнетенных: «Вот вам за это!..», я пересыпал себе в карман все ее содержимое: раз Бога нет, значит, теперь все можно… К счастью, оказалось, что это не так, что есть и помимо угрозы божьего наказания мотивы, удерживающие человека от дурных поступков. Но в те годы я еще не знал, что обманывать, совершать непорядочные поступки – это, прежде всего, терять уважение к самому себе. Я присел на холодных ступеньках молельного дома и пересчитал украденные деньги. Оказалось, как сейчас помню, восемнадцать грошей, которые составляли девять копеек. И вот с этим «капиталом», с опустошенной душой и сердцем я отправился навстречу неизвестности».
На первый взгляд кажется, авторы умышленно выбрали самые не запоминающиеся, не зрелищные моменты, что несомненно свидетельствует о их так сказать профессионализме. Мало того, что они равнодушны к главному герою, его судьбе, им практически нет дела до зрителя, иначе они бы прочли бы такой эпизод, где он писал о самом себе:
«Берлинский паноптикум был своеобразным зрелищным предприятием: в нем демонстрировались живые экспонаты. Попав туда в первый раз, я сам попросту испугался. В одном помещении стояли сросшиеся боками девушки-сестры. Они перебрасывались веселыми и не всегда невинными шутками с проходившими мимо молодыми людьми. В другом помещении стояла толстая женщина, обнаженная до пояса, с огромной пышной бородой. Кое-кому из публики разрешалось подергать за эту бороду, чтобы убедиться в ее естественном происхождении. В третьем помещении сидел безрукий в трусиках, умевший удивительно ловко одними ногами тасовать и сдавать игральные карты, сворачивать самокрутку или козью ножку, зажигать спичку. Около него всегда стояла толпа зевак. Удивительно ловко он также рисовал ногами. Цветными карандашами он набрасывал портреты желающих, и эти рисунки приносили ему дополнительный заработок… А в четвертом павильоне три дня в неделю лежал на грани жизни и смерти «чудо-мальчик» Вольф Мессинг…
А теперь давайте, представим: прошли бы мимо этого факта голливудские сценаристы? И вообще западные, привыкшие в большинстве своем работать профессионально, а значит: сюжет передавать с максимальной достоверностью. Если сериал «Джейн Эйр», например, можно сравнить с книгой на предмет идентичности и книгу затем читать, чтобы максимально впитать дух старинной классической Англии, то в случае с «Вольфом Мессингом» мы имеем два совершенно разных произведения. Это было бы вполне простительно в том случае, если бы авторам пришлось создавать сюжет с чистого листа, не имея ни литературных, ни исторических источников. Но это, увы, не так. Более того, еще живы люди, знавшие Мессинга лично. Не так давно мне пришлось познакомиться и даже брать интервью у женщины, которой он предсказал судьбу, и она вспоминала о нем совершенно без пафоса: «Да обычный мужик он! Руку все время чесал, сказал, клопы в гостинице покусали». Мало кто знает, что в реальной жизни товарищ Вольф был трусоват, боялся молнии, машин и людей в форме.
Исторический факт: Мессинг никогда не встречался с Гитлером, просто по всей видимости киношники хотели передать дух времени, раз уж речь зашла о довоенных и военных годах и Берлине, но не знали как, потому и приписали фюрера, но и тут особенно, как говорит мой сын-подросток «не заморачивались» даже элементарным сходством, а выбрали первого попавшегося актера (или просто мужика с улицы?). В исполнении Евгения Князева Мессинг более, чем неубедителен, хотя бы потому, что у «видевшего сквозь время» был заметный акцент, он был слишком нервным, не говоря уж о типично еврейской внешности. Поскольку детских фотографий не сохранилось, то тут можно дать волю воображению и представить Вольфа Григорьевича, каким угодно. И лучше не знать, что он никогда не встречался и с провидцем Ганусеном. Что вполне логично, зачем Ганусену, лично состоявшему при Гитлере водить знакомство с подозрительным евреем, да еще и рисковать своей жизнью? Не убивали и его помощников, как показано в сериале. Просто киношники решили добавить крови – это, увы, рецепт создания многих современных кинолент, где льется кровь героев второго плана, чтобы, значит, эффектнее было. А в реальной жизни евреи в комендантский час не то что в кафе не ходили, но даже боялись на улицу выйти, а тем более бежать от патруля…
Думаю, авторы могли набрать много реальных фактов, захоти они этого и на их почве создавать ту телевизионную реальность, которая максимально соответствует действительности. Мы бы в этом случае увидели совершенно другую историю — правдоподобную.
Конечно, можно сказать – это их право, киношников, искажать тот убогий материал, который они собрали. А их ли? Если речь идет об истории советского государства, если в кадре мелькают главные лица того времени? Я понимаю, это очень по-русски, при пересказе красиво приврать, но, повторяю, «Вольф Мессинг» — это не просто художественное произведение, это наша недавняя жизнь, это история о неординарном человеке, наконец. Надо ли говорить, что знакомство с Фрейдом выглядит в автобиографии и многочисленной литературе не так как в кино? Не стал бы ученый афишировать свое присутствие в зрительном зале. И напрочь исключена его встреча с Эйнштеном в Вене по той простой причине, что Эйнштейн в это время (1915) в Вене не жил. В биографии Мессинг утверждал, что за его голову назначено 200 тысяч марок, у русских сценаристов эта сумма возросла до 250 тысяч, а в материалах третьего рейха вообще о нем нет никаких упоминаний. Впрочем, авторам фильма этого не понять, как и не понять таких простых истин: он был обычным, мягко говоря, не совсем образованным человеком и не всегда опрятным в быту, сколько бы Абель с ним не бился знаменитый ученик не знал элементарного — правил поведения за столом, и именно поэтому, а не по какой-либо другой причине, во многие аристократические круги был попросту не допущен. Это, несмотря на тот факт, что Европа еще с конца 19 века переживала оккультный бум. В каждом городке были свои колдуны, спириты, мистики, которые умели предвидеть, читать мысли и проч. А многие, доверяясь исключительно своей интуиции и здравому рассудку покинули родные гнезда накануне войны, перевели личные сбережения в банки Канады и Америки, об этом множество раз писали европейские газеты, в частности, польские, где нет никаких упоминаний о Мессинге…
Не узнали мы из сериала, что Вольф Григорьевич служил в армии, именно тогда вызвал его к себе «начальник государства» пан Пилсудский и попросил о чем-то личном, тогда вся Польша говорила о его романе с лечащим врачом – пани Евгенией Левицкой. Мессинг просьбу выполнил. Этот факт проливает свет на многое. Ведь, как он напишет в своей биографии, при встрече со Сталиным, первое, о чем спросил вождь народов – это о положении дел в Польше. С тех пор прочно за ним закрепилась слава шпиона. Непонятно, откуда авторы взяли, что с Мессингом встречался Берия? Или решили, что называется, до кучи, собрать всех звезд в одной картине? Почему хотя бы поверхностно не изучить порядки тех времен? Мессинг, например, утверждал, что по просьбе Сталина, загипнотизировал кассира Госбанка, подал ему пустой лист и получил 100 000 рублей. Но в то время правила были таковы: чек подают бухгалтеру, у которого денег нет. Потом этот документ проходит внутренними каналами банка, тщательно проверяется, деньги выдаёт кассир.
Остается непонятным и такой факт: если Мессинг видел будущее и мог предсказать, что СССР выиграет войну, поэтому, собственно, и бежал сюда, почему не взял с собой домочадцев: маму, братьев? Впрочем, это вопрос относится к совести героя. Зато сценаристы приписали ему родных сестер, которых никогда не было, умертвили раньше времени отца, хотя на самом деле первой умерла мать, не меняли обстановку родного дома. Ушел он, значит, вернулся через тридцать лет, а там все так же, как и было, даже стулья на тех же местах стоят…
Тупо забивая экран, киношникам нет дела до личности Мессинга, человека, который родился, жил и умер в России. Похоронен, кстати, на Востряковском кладбище, рядом с женой Аидой. Не интересен дух времени, в котором буквально выживали наши родители, бабушки, дедушки, иначе бы мы увидели с какой жадностью он ел гречку в Новосибирске, как ходил в заплатанном пальтишке, с каким скептицизмом к нему относились зрители в зале. Ради этого, собственно, я и начала смотреть серил. Хотела, очень хотела увидеть настоящего Мессинга, который на свои кровные купил два самолета (первый после тщательного допроса в стенах НКВД) подарил их советскому народу, а посмотрела «Санта-Барбару» в главной роли которой гламурный мачо.
Ольга Иженякова
Комментарии:
09-11-30 16:52 Ирочка
Гениально! лучше и не скажешь! У меня было окончательное разочарование в сериалах после того, как в \»девочке\» главная героиня, наркоманка, попадает в тюрьму, а там… чистое постельное белье, а сокамерницы, которым она не дает спать криками по причине своей \»ломки\», участливо ее успокаивают. А уж об Анне Ковальчук в роли Маргариты я вообще промолчу… Ответить
09-12-01 14:14 Павел
Тонкая работа. Чувствуется, что автор основательно знает тему. Обидно, что центральное телевидение засоряют непрофессионалы. После прочтения статьи захотелось прочитать биографию Мессинга, жаль, что сериал таких чувств не вызвал, хотя у телевидения гораздо больше средств для этого. Ответить
09-12-01 14:29 Виктория
хочется продолжить статью новыми фактами,по некоторым источникам, Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита» назвал сатану «мессир Воланд» из-за созвучности «Мессинг Вольф». Возможно, именно известный эксперимент Мессинга в кассе Госбанка натолкнул Булгакова на эпизод с купюрами, если, конечно, можно верить гипнотезеру-артисту, кстати, довольно известному в то время. Также известно, Вольф Мессинг стал прототипом гипнотизера Рудольфа Мессера — персонажа книги Виктора Суворова «Выбор\». Думаю, сериал больше добавил вопросов — чем осветил, но очевидно одно: телефильм сделан на \»двоечку\». Ответить
09-12-01 16:08 Евгений
Он пришел к Сталину десять лет спустя, когда, после ареста еврейских врачей, Сталин лишил себя медицинской помощи. Было время бешеного разгула антисемитизма. Вождь в преддверье смерти приступил к \»окончательному решению еврейского вопроса\». Спасти российских евреев могла лишь смерть тирана. И вот 5 марта, на еврейский праздник Пурим, пришел \»великий сдох\». Скоропостижная кончина тирана все еще остается загадкой. Отчего скончался здоровый человек, никогда не лечившийся и незадолго до смерти побывавший в парной? Известно, что он пьянствовал с членами Политбюро, затем заперся в одной из комнат, куда никому не было входа. А когда его нашли, он был уже при смерти. До меня дошел рассказ Вольфа Мессинга о кончине Сталина. — За своих просишь, за евреев. Все вы — враги народа. Вас ждет одна и та же судьба. И тебя, жид, тоже. Ах, да, ты же предсказываешь будущее. Ты знаешь, когда ты умрешь? — После вас, товарищ Сталин. — Значит, тебе известно, когда я умру. — Очень скоро — на еврейский праздник. Если это будет обычный день, евреи все равно объявят его праздником. Кстати, сегодня Пурим, день, когда погиб враг евреев Аман. Самое время умереть и вам, товарищ Сталин. У Сталина от страха выкатились глаза. Он открыл рот, но крик его был беззвучен. И вдруг веки его стали тяжелыми. Сталин упал на ковер. Там, на ковре, его и нашли 20 часов спустяя, умирающим, и перенесли на диван. Речь к нему больше не возвращалась. А радио продолжало врать, что вождь жив и у него мерцательная аритмия. О смерти сообщили позже. Мессинг ушел с дачи так же незаметно, как и пришел туда. Дело его жизни было завершено. Без комментариев Ответить