Мы

Главные лица

Ильдар Абузяров

Василий Авченко

Борис Агеев

Елизавета Александрова-Зорина

Роман Багдасаров

Анатолий Байбородин

Сергей Беляков

Лео Бокерия

Владимир Бондаренко

Владимир Варава

Вероника Васильева

Дмитрий Володихин

Вера Галактионова

Ирина Гречаник

Михаил Земсков

Иван Зорин

Ольга Иженякова

Николай Калягин

Капитолина Кокшенева

Алексей Колобродов

Алексей Коровашко

Пётр Краснов

Елена Крюкова

Владимир Личутин

Вячеслав Лютый

Владимир Малягин

Игорь Малышев

Юрий Мамлеев

Виктор Никитин

Дмитрий Орехов

Юрий Павлов

Александр Потемкин

Захар Прилепин

Зоя Прокопьева

Андрей Рудалев

Герман Садулаев

Владимир Семенко

Роман Сенчин

Мария Скрягина

Константин и Анна Смородины

Татьяна Соколова

Зураб Соткилава

Геннадий Старостенко

Лидия Сычева

Михаил Тарковский

Александр Титов

Багдат Тумалаев

Сергей Шаргунов

Владимир Шемшученко

Лета Югай

Галина Якунина

Владимир Яранцев

Проекты

Библиотека

Классики и современники

Главная тема

Литпроцесс

Новости

Редакция

Фотоархив

Гостевая

Ссылки

Видео

Где купить наши книги

Без комментариев

Они любят Россию

Главная | Главные лица | 

Капитолина Кокшенева

Биография

Капитолина Кокшенева родилась 5 сентября 1958 г. в Таре (Западная Сибирь, Омская обл.).

В 16 лет уехала в Москву и поступила на театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Закончив его, поступила там же в аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию по истории отечественного театра 20-х годов XX века. Работала в театре, начала писать статьи, участвовала в издании самиздатских журналов, в том числе и театрального «Грааль». Первые публикации – самиздате. В 1990 году вышла первая книжка «Раскольники и собиратели» о современном театре и новейших процессах в нем. Книга вызвала настолько бурную реакцию театрального мира, что театральная библиотека СТД предпочла ее не иметь (при тираже в 70 тысяч экземпляров).

С 1990 года – старший научный сотрудник Института Мировой литературы РАН. Проработав почти 20 лет в Институте, защитила докторскую диссертацию, написала десятки научных статей по истории русской литературы, несколько книг, среди которых монография «Жанр трагедии. XVIII век. Проблема историзма».

С 1989 года – постоянный критик журнала «Москва». А с 1993 года – возглавляет отдел культуры журнала «Москва». Написаны сотни статей в разных изданиях: журналах «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Русский журнал», «Лад», «Сибирские огни», «Сибирь», «Подъем», «Стратегия России», «Балтика», «Театральная жизнь», «Россия православная», «Новая Россия», «Коломенский альманах», «Роман-газета», «Волшебная гора»; в газетах – «Труд», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Российский писатель», «Книжное обозрение», «Московский церковный вестник», «Гудок», «Десятина».

Лауреат Всероссийской литературной премии им. Братьев Киреевских.

Постоянно читает лекции в московских университетах, библиотеках (обзоры современной литературы). В 2002 году читала спецкурс о современной русской литературе в Пекинском Государственном университете и Шанхайском Государственном университете (Китай), а также в Институте повышения квалификации преподавателей русской литературы в Эстонии (Таллин), в Тартусском университете (2002, 2004 г.). Участвовала в русско-польских творческих встречах в Варшаве, Кракове (1996, 2006). Делала доклад о женщинах-писателях России (Вере Галактионовой и Лидии Сычевой) на Международной женской конференции в Вене (август 2007 г.).

За книгу «Русская критика» автор получила общественную награду «Карамзинский крест», присужденную объединением литераторов «Басткон» (2008).


Библиография

Архимандрит Феодор. «О духовных потребностях в жизни». («В светлом просторе истины». Вступительная статья, комментарии, первая подготовка к переизданию). М, 1991.

Раскольники и собиратели. М, Молодая гвардия, 1990.

Умеет ли кукла плакать? (Традиционные кукольные театры мира). М. 1995.

Сто великих театров мира. М, Вече. 2001.

Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. М, ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.

Революция низких смыслов. (Статьи о современной культуре и литературе). М., Лето, 2001.

Самые знаменитые живописцы России. М, Вече, 2002.

Русская культура в современном контексте. ARCIPELAGO. Universita di Bergamo (Италия) 2003,

Русская критика. (Современная литература и культура в контексте традиции). М., Порог, 2007.


Цитата

«Содержание и задачи художественной критики обширнее и значительнее служения какой-либо одной «любимой идее». И если укрупнить масштаб до обязанности критики не ошибаться, то есть почувствовать и установить в современной литературе ту меру, которая «оставит» имя писателя в истории, то многие ли могут на нее претендовать?! Между тем, кроме, очевидно, отчаянных дилетантов и никогда не имеющих реальной самооценки графоманов, критики и сегодня (несмотря на все «критические моменты») все же догадываются, что в русской литературе всегда сохранялся свой тип нормы, который во многом и определял «государственное состояние» ее взгляда. И «состояние» это уже четвертое столетие крепчайшим образом связано с народностью, бывшей, конечно же, ценностью еще и до всякого высказанного отношения к ней как ценности».


О Кокшеневой

Из числа критиков Капитолина Кокшенева ближе всего мне и своей позицией, и глубиной, и точностью.

Валентин Распутин, писатель

Капитолина Кокшенева заслужила добрую славу как один из ведущих, наиболее ярких и зрелых критиков в среде почвенников. Она без страха и сомнения высказывает «платформу», с которой и оценивается современный литературный процесс… Важнейшим смыслом ее книги «Русская критика» стало то, что автор чутко уловил потребность современной русской культуры не только биться с агрессией, ведущейся против нее, но и услышать имена тех, кто в наши дни выражает сокровенные тайны ее души. Она уловила и смогла сделать эту работу.

Дмитрий Володихин, писатель, публицист

удлинители на катушке