Владимир Бондаренко о новом вираже русско-еврейской дружбы

Заметил интересную тенденцию. Я всегда считал, что наши крайне правые нацики и близкие им круги, те же скины, к примеру, своим происхождением связаны с Западом. Традиционные русские националисты черносотенного толка — это совсем иная и по своим ценностям, по православной идеологии, по фундаментальным принципам структура. В связи с этим вижу неожиданное: сближение нациков с произраильскими кругами в борьбе против исламских фундаменталистов. Я не привожу никакой своей оценки, не хвалю и не ругаю, лишь констатирую факты.

Недавно группа правых русских поехала в Израиль, общались с правыми израильтянами. Вот интересные и хорошо мне знакомые поэты крайне правого толка, давние авторы моей газеты «День Литературы» Марина Струкова и Алексей Широпаев в своих стихах начинают высказывать симпатии израильским правым. Я же помню, еще недавно Широпаев воспевал эсэсовцев, сейчас находит новых союзников. Поэты, может, со временем и откажутся от этого нового для них направления, но возникло оно не случайно? Владислав Карабанов, заметный лидер русского движения, дал интервью «Дому Давида» в Израиле, то есть израильским националистам. Карабанов пишет: «Отношение к государству Израиль у нас вполне благожелательное. В общем, мы прекрасно понимаем и вашу ситуацию, и вашу борьбу , и много чего еще. У нас нет причин враждовать с сионизмом и Израилем ни по идеологическим причинам, ни по геополитическим, скорее наоборот, есть точки соприкосновения. А также, мы многому можем научиться, о чем иногда пишем в наших материалах. Очень интересен опыт построения отношений с палестинской автономией, которая имеет враждебные идейно-религиозные коды в отношении израильского государства. Нам много есть чему поучиться у вас, ведь Израиль – государство национальное. Мы, русское движение, сегодня очень ограничено в возможностях…».

Я думаю, наши крайне правые круги с их очевидно западным происхождением, от эмблем до названий, сегодня находятся еще под явным влиянием действий норвежца Брейвика. Недаром и яркие стихи, статьи появились с его восхвалением. А Брейвик, этот новый норвежский викинг, защитник белой расы, не скрывает самых тесных связей с правыми израильскими течениями, явный сторонник великого Израиля. Любому процессу для глобализации и масштабности нужны герои и пророки. У европейских ультраправых до Брейвика не было ни одного такого «героя». Символ старых правых в Европе — хорошо мне знакомый Ле Пен, с которым мы хорошо коротали время у него на даче под Парижем, прямо под портретом Ле Пена работы Ильи Глазунова, они такие респектабельные умеренные антисемиты, Жан-Мари и Илья. Новым правым нужен был Брейвик как новый символ, как выплеск новой идеологии, уже дружеской к Израилю. Наши нацики видят в нем единственного истинного защитника и союзника от исламской угрозы. Интерес к евреям как врагам в этих наших скиновских кругах явно затухает, еврейскую угрозу сменила исламская угроза. Так ли это? Может, то, что я заметил, лишь случайное совпадение нескольких фактов? Пока в прессе, самой разной, я ничего об этой тенденции не читал. Интересно мнение и израильтян по этому поводу. Ведь черный полумусульманин Барак Обама — явно не их герой. Отсюда участившиеся столкновения Израиля и Америки. Да и новые арабские режимы усиливают этот фактор. Наша пресса помалкивает, что противники сирийца Асада первым делом после победы хотят пойти штурмом на Голанские высоты, президент Египта меняет свои отношения с Израилем. Привычные светские авторитарные арабские правители заменяются фундаменталистами при поддержке США.

Израильский известный поэт Михаил Сипер, говоря о контактах русских правых с еврейскими националистами, замечает: «Как мне кажется, ваши националисты немного заплутали в поисках национальной идеи. Слишком расплывчато звучит русская национальная идея, какая она – православная, языческая, еще какая-либо? И поэтому для них пример Израиля как государства, изначально настроенного на национальную идею, созданного и существующего, как национальный дом евреев, является интересным и достойным исследования, я уж не говорю — подражания. Особенно важен тот факт, что России и впрямь грозит опасность исламизации, а идеологи так называемых «патриотов», такие как Шевченко и др., просто призывают ислам на российскую землю. Меня в шок привели выступления подобных патриотов на «Эхе Москвы», где они говорят о «культурных и интеллигентных» Ахмадинеджаде и Асаде, о желанности прихода ислама в бессмысленную православную Россию. Что это? Кто из русских националистов может смириться с подобными речами? Поэтому единственный заслон исламской угрозе на Ближнем Востоке так привлекает взгляды русских националистов. Это как в старом анекдоте об умирающем армянине: «Дети мои, берегите евреев! С ними покончат — за нас возьмутся…»

Между тем, евреи, что называется, русифицируются.

Опять иду лишь от фактов. Наблюдаю и пишу, не говоря своего собственного мнения. Да, нацики израилезируются, патриоты исламизируются, а евреи-выкресты отказываются от Израиля. Оставшиеся в России евреи успешно отторгают от себя Израиль с его идеей национального государства. Прочитал бурную полемику в СМИ и интернете Израиля и Америки по поводу ненавистных им «крещеных антисемитов» Дмитрия Быкова, Людмилы Улицкой, Кости Райкина, Александра Калягина, Александра Кабакова, Михаила Веллера и многих других, не уехавших из России писателей и артистов. Заодно и издевку в адрес Иосифа Бродского и Осипа Мандельштама. Прочитал высказывания самих «крещеных антисемитов».

Как заявила Татьяна Менакер: «Израильская и американская русскоязычная пресса задыхается от негодования, что выкрестившиеся русские писатели еврейской крови гнусно отозвались об Израиле. Талантливый Дм. Быков, не менее талантливая Улицкая (лень перечислять других) с размаху силы своего таланта объявили колбасный (по их мнению) Израиль, страной (по их мнению) — военным лагерем на Тишинском рынке, не заслуживающим того, чтобы существовать и исторической ошибкой…». Татьяна Менакер, как и многие другие, проживающие в Америке и Израиле русскоязычные евреи, были поражены, на их взгляд, антиизраильскими выступлениями известных писателей на недавнем книжном фестивале в Америке. Она не понимает, зачем надо бежать, «задрав штаны и юбки заполнять духовный вакуум на выступления Быкова, когда уже даже ленивый знает, что он – крещеный антисемит».

Такие чудеса творятся на нашей земле.

Дмитрий Быков как главный враг иудеев – это впечатляет…

Поклонники Израиля этих «крещеных антисемитов» гневно осуждают: «Собственно, и Пастернак, и Мандельштам, и Бродский были ментальными полукровками, религии дедов не ведали. Пастернак (как и Дмитрий Быков) в «Докторе Живаго» раздражался, почему евреи не сложили оружие, не рассеялись и не исчезли». Но, ведь, оказывается, и впрямь наши «крещеные антисемиты» в своих поездках по Америке и Израилю скептически отзывались о своей исторической родине. Людмила Улицкая, например, заявила, что, «хотя она и еврейка, но по вере — православная христианка», что «ей очень морально тяжело в Израиле», Кабаков на каждом шагу говорил о своем истовом христианстве, по поводу и без повода крестился… Дмитрий Быков сообщил, что «Израиль – историческая ошибка», Мария Арбатова охарактеризовала Израиль как «бесперспективный проект»…

Израильская газета «Новости недели» писала: «Полемист и острослов Дмитрий Быков не преминул вызвать на себя град критических стрел, сходу отмежевавшись от своего еврейства: «Я — человек русский, православный, верующий христианин…»

И главное, я вижу логику во всем этом. Нашим нацикам, к примеру, близка героическая идея создания и выживания еврейского национального государства (притом что добрая половина населения Израиля — арабы). Уж если Израиль — национальное государство, то Россия, с 85 процентами русских и более 90 процентами славян и православных, тем более может и должна стать национальным государством. Израиль — пример для подражания того, как создавать Россию для русских.

Понятен мне и Дмитрий Быков, заявляющий, что евреи должны быть разбросаны по всей планете, как соль земли, а соль, собранная в одну солонку, теряет свои качества. Ему соленый Израиль не нужен, даже мешает. И на самом деле, евреи в диаспоре всегда лучше устроены, становятся элитой любого государства. Сам же Израиль — страна, борющаяся за свое выживание, не больше. Это не Сингапур и даже не Шанхай, которые поражают своими цивилизационными достижениями, это не Нью-Йорк и не Силиконовая долина, это не немецкие технические центры. Собери всех евреев вместе, и очень быстро испарится мнение о самом гениальном народе. Самое поразительное, в самом Иерусалиме наиболее богатые кварталы — кварталы богатых арабов, они и контролируют иерусалимский рынок.

Прав Быков и в другом: литература на иврите — не самая лучшая литература, наиболее успешны евреи в чужих мировых литературах — русской (Пастернак, Мандельштам, Бродский), немецкой (Гейне) и так далее. Значит, большего успеха можно добиться в той же России, идя не путем Шолом-Алейхема, а путем Мандельштама.

Как пишет Дина Рубина: «Евреи, как известно, народ-богоборец. При условии, что Бог есть. Если же Бога нет, то всю священную ярость еврей обрушивает на собственный народ. Как скорпион, жалит самого себя в голову». В подтверждение этому Людмила Улицкая добавляет: «Европейское еврейство в том виде, в каком оно существовало последние три века, уничтожено». Значит, для успешной жизни надо русифицироваться и возглавить саму русскую культуру. И максимально отдалиться от национально настроенных израильтян. Что поделать, как признается Дмитрий Быков: «Я в Израиле задыхался…»

Русским евреям скучно и неинтересно в маленьком ближневосточном государстве. Скорее они присоединятся к имперской идее России. Скорее они объединятся с исламизирующимися патриотами, чем с националистами, строящими по примеру Израиля свой этнически однородный дом русских.

Владимир Бондаренко