«Гламур» шагает по стране

Гламур — модное словцо, которое уже преследует нас повсюду. Слово от которого кажется, невозможно отделаться, слово-паразит. Еще пару-тройку лет я и понятия не имел что это за диковинка. А сейчас это уже и особый термин и характеристика, которую можно применять как к человеку, так и к какому-нибудь явлению. Гламурное — это и определение нашего времени, вернее его глянцевой яркой обложки — яркой, пестрой, предельно поверхностной.

В широкий оборот понятие попало в 30-е годы XIX века. Оно имело значение некоего несбыточного, и в тоже время соблазнительного очарования.

Гламур часто трактуется как иллюзорная привлекательность, искусственно сконструированный образ, который своей гипнотическим лоском призван подтолкнуть нас к бесконечным походам по магазинам и отслеживанию немотивированных тенденций моды. Он провоцирует обильное слюновыделение при фразе: «толстый, толстый слой шоколада», который на поверку выходит толщиной с дюйм. Это важный механизм индустрии потребления.

В прямом же смысле это «пошлость». Пошлость, махровая, непролазная, пошлость филистерская, мещанская — фарфоровые слоники на комоде. То с чем веками боролась отечественная культура, а именно с засильем пошлости. Конечно, без сомнения это тоже одна из составных и необходимых частей культуры в общем ее понимании, но эта маргинальная часть всегда должна быть управляема, находиться в определенных рамках, ограничена. Сейчас же мы наблюдаем безбрежное море, давно игнорирующее, какие бы то ни было границы. Мы видим подмену понятий, ведь когда система ценностей неустойчива, это очень даже несложно сделать. Вот и получается, что для молодого поколения — гламур — это вау! Вау, супер — без вариантов.

Гламур — это и широчайший спектр юмористических передач от «Аншлага» до КВН и «Комеди Клаба» на канале «ТНТ». Меру пошлости в них я не берусь обсуждать, да и разве это меняет как-то дело. Культура как бесконечный капустник, который все шире и шире распространяет свои щупальца — тоже примета нашего дня. Зрители-участники шоу реагируют лишь на знаки, которые им подают, чтобы они принялись восторженно аплодировать – собачки Павлова. Вечная карнавальная ночь без какой-либо возможности наступления нового дня.

Гламур — глянцевая индустрия, пресловутое «лицо с обложки» и неестественные фотомодельные стандарты. Здесь главное чтобы костюмчик сидел и все было с иголочки, а остальное — дело плебеев. Человек года, человек месяца, недели — чем больше сменяемость, тем выше оборот, в обществе потребления это важно. Ты должен хотеть, должен желать, вопить еще-еще! А перед тобой уже рисуются новые недостижимые высоты общества vipов, небожителей с Рублевки.

И не надо говорить о толерантности. Мол, кому что, по принципу супермаркета, где главное выбор, ассортимент. Но приглядитесь, именно выбора вам никакого и не оставляется. Гламур — коммерческий продукт, ориентированный на спрос, именно поэтому он предельно агрессивен, он подчиняет себе все прочее пространство без остатка. Это слон в посудной лавке, которого, по какому-то недоразумению запустили туда, и уже никто не знает, как остановить бесчинство.

Может быть гламур, как многие сейчас утверждают — это свободный образ жизни, свободное искусство, призванное раскрепостить человека от шор стереотипов и комплексов? Да, свободное. Свободное от каких бы то ни было норм морали, эстетических требований. Там нет никакой эстетики — сплошная подделка, имитация. Суп быстрого приготовления, только быть может еще в более яркой упаковке. Иллюзия свободы, водящая в другую, многим более жесткую зависимость: игра на страстях, человеческих слабостях погружающая в уды порока.

Андрей Рудалёв