Открытое письмо российской власти об уничтожении детских библиотек

Открытое письмо об уничтожении детских библиотек
Президенту РФ Д. А. Медведеву.
Премьер-министру РФ В. В. Путину.
Министру культуры РФ А. А. Авдееву.

Уважаемый господин президент! Уважаемый господин премьер-министр! Уважаемый господин министр!

С письмом к вам нас заставило обратиться катастрофическое положение в России с детскими и не только детскими библиотеками.

В двадцатом веке в нашей стране сложилась мощная сеть детских библиотек, которая повлияла и продолжает влиять на библиотечное дело в других странах. Сегодня детские библиотеки каждый год открываются в Японии, Южной Корее, Великобритании, Италии, Китае, Сингапуре, Нидерландах и других странах.

В то же время у нас они закрываются в массовом количестве. Причем большую роль в этом сыграл Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В течение последних лет в России каждый год исчезает несколько сотен библиотек взрослых и несколько десятков детских. В одной только Карелии с 2001 по 2009 года исчезло 85 библиотек (данные ГИВЦ Минкультуры). И закрывают их не только из-за уменьшения количества жителей. Это происходит в ходе так называемой оптимизации, а также из-за отсутствия средств, как, например, в Калининградской области, где за один 2009 год закрыли 25 библиотек (ГИВЦ Минкультуры).

Число детских библиотек в России после принятия упомянутого закона уменьшилось на 400. К настоящему моменту в Ленинградской и Воронежской областях закрыто по 15 детских библиотек, в Чувашии и Татарстане по 10, в Пермском крае 7 и т.д. (РГДБ). И это при том, что дети составляют 33 – 35% от общего количества посетителей библиотек, а на селе 40-45%. Часто детские библиотеки исчезают потому, что их объединяют со взрослыми или юношескими библиотеками. Однако социологические исследования показывают, что дети в такие библиотеки идут с гораздо меньшей охотой. Не зря в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей» Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (М.,1995) говорится: «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское…». Кроме того, как показывает опыт, детская библиотека, становясь отделом взрослой или юношеской, гораздо хуже финансируется и комплектуется, а это нарушает приоритет интересов детей, о котором говорится в Конвенции ООН о правах ребенка, а также Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

До принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами существовали центральные детские библиотеки, которые оказывали методическую помощь и квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек города или района. Теперь они переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо также стали отделами взрослых библиотек

Однако положение, во всей видимости, станет еще хуже после принятия в прошлом году Федерального закона №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который перевел библиотеки вместе с другими бюджетными учреждениями на систему государственного (муниципального) заказа. От нее уже пострадали многие региональные библиотеки, перешедшие ранее на эту систему, которым учредители отказались финансировать методическую, исследовательскую и информационную деятельность, оплатив только работу по библиотечному обслуживанию. В результате библиотеки могут потерять статусы республиканских, краевых или областных, а, следовательно, может произойти смена формы собственности (с государственной на муниципальную). Центральные муниципальные библиотеки могут лишиться статуса методического центра по библиотечному обслуживанию детей. А средняя зарплата российского библиотекаря 4-5 тысяч рублей станет еще меньше.

Все эти действия противоречат постоянным призывам чиновников о необходимости привлечения к чтению, а также Национальной программе развития чтения. Поэтому хочется напомнить, что современные детские библиотеки это важнейший социальный институт, обеспечивающий равные возможности образования и творческого развития для всех детей. Он помогает не только воспитанию нового интеллектуально развитого и культурного поколения, но и профилактике социальных конфликтов.

В результате недальновидной политики в отношении библиотек, а также культуры и образования вообще, россияне с каждым годом читают все меньше. По данным ВЦИОМа сегодня 34 процента взрослых не берут книгу в руки. А по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в течение последних 9 лет российские школьники по читательской грамотности (как и по другим дисциплинам) показывают стабильно плохие результаты (в 2009 году 43-е место из 65).

Для исправления ситуации мы требуем от Президента и Правительства пересмотреть свою непродуманную политику в отношении библиотек (как взрослых, так и детских), улучшить их финансирование, а также внести в законодательство поправки, обеспечивающие сохранение детских библиотек, иначе Россия и дальше будет скатываться в пропасть невежества.

Для того, чтоб подписаться под письмом надо просто прислать на адрес dvigg@mail.ru свои инициалы и указать род занятий. Подписи собираются до конца февраля. Приветствуется размещение письма в блогах и на сайтах. Полный список подписавшихся скоро можно будет увидеть на сайте Фестиваля Чуковского сhukfest.ru

Также можно подписаться в комментариях.


Комментарии:

11-02-14 20:29 Капитолина Кокшенева
Я, собственно, уже подписалась под письмом, но всех призываю это тоже сделать Ответить

11-02-18 11:35 Вячеслав Лютый
Помню, как я сам в детстве погружался в таинственный и увлекательный мир библиотечных полок. А уже в конце 1980-х мой сын стал постоянным и жадным читателем детской библиотеки в Павловске на Дону (Воронежская область), где он проводил лето с бабушкой. Поразительно, в стране есть профессиональные гуманитарные сообщества и соответствующие академии, а столь важные вопросы решает группа холодных чиновников, у которых кроме административной грации и неистребимой подлости и пошлости в голове ничего не приживается. Они приходят на дискусси в телестудии, однако разговор с подобными персонажами ничего кроме глубокого омерзения не вызывает. Их необходимо не убеждать. С них нужно требовать и еще раз требовать, а если негативное решение принято, то страна должна знать своих анти-героев: ни один профессионал не должен пятнать себя дискуссией с должностным ничтожеством. Время просьб и увещеваний закончилось. И чиновничье клопиное племя это должно понять раз и навсегда. Ответить

11-04-13 11:42 Олег Медведенко
Уважаемый Вячеслав Дмитриевич, направляю Вам по совету Юрия Ивановича 4 стихотворения для рассмотрения. В случае положительного решения свои реквизиты сообщу дополнительно. ГОРНЫЕ КАРТИНЫ Гор картинная галерея… Проходите, свободен вход! Мы идём, от красот немея, В этот каторжный культпоход. Вот уже не идём, а пашем: Ловко нас красота впрягла. С неприступных гранитных башен Льётся снежных лавин смола. Мы навьючены рюкзаками, Будто горных красот рабы. Где ногами, а где руками Тянем к ним бечеву тропы. Это вам не на речке – брассом: Потом здесь каждый шаг полит. Горы — горы, вы так прекрасны, Что спина до сих пор болит. Лёгких тяжкое испытание — Треск подоблачного костра. Как полезное ископаемое, Мир подняли мы “на-гора”. Наши мускулы вдохновенны И восторгом глаза горят. Сбиты ноги и вздуты вены: То шедевры они творят. ШАГИ ДО ЗВЁЗД От семейных мелочных скандалов Мы уходим в царство мрачных скал, Где беззубы дёсны перевалов И вершин воинственен оскал. Где берут своё начало реки, Цепко впившись в груди ледников. Где снега не на сезон — на веки, И до звёзд — лишь несколько шагов. ГОРНЫЙ ПОТОК Рычал взбесившийся поток, камнями клацая от злобы. Сорвался с гор и — наутёк. Останови его попробуй. Петляя резво между скал, своих следов не заметая, он только гулко клокотал, всё на пути своём сметая. От ледников коварных прочь, вскормлённый ими для скитаний, бежал поток и день, и ночь, найдя приют в степи бескрайней. РЮКЗАК Мой верный товарищ, рюкзак мой бывалый, Надёжный напарник в пути, С тобой мы дорог прошагали немало, Ещё б хоть немного пройти. Была нам отрадою жизнь кочевая. Ты столько всего перенёс. Теперь вот свернулся у кресла трамвая, Как старый и преданный пёс. Ногами толкают тебя пассажиры, На лямки ступить норовят. Но мы ведь с тобой и не то пережили, Мой дымом пропахший собрат. Мы помним все наши с тобою походы: И запах дорожной пыли, И звёзд хороводы, и солнца восходы, И жереха* лов на Или**. Мы помним сиянье вершин Алатау, И блюдца моренных озёр, И Орто-Кайсу***, что у ног грохотала, Сорвавшись с цепи этих гор. Мы сами сорвались когда-то с тобою, Чтоб в небе поймать журавля. Нам стала нелёгкой, но доброй судьбою Оскольская эта земля. И пусть мы сегодня с тобой на приколе, И крепко сидим на мели, И вместо былых бесконечных раздолий Всего-то шесть соток земли… Давай, я тебя посажу на колени: Ты тоже, наверно, устал. Нам нужно обоим набраться терпенья: Ведь срок наш пока не настал. Мы можем с тобою вполне пригодиться, Забить свой решающий гол. В тебя ещё многое может вместиться: Картошка, стихи, и журавль, и синица, И новый мой друг – валидол. Примечания: * — порода рыбы, ** — река в Казахстане, *** — река в Заилийском Алатау Ответить

11-02-19 16:14 Роман Багдасаров
Присоединяюсь. В подмосковном городе, где я вырос, была хорошая библиотека в каждой школе. В своей собственной я с удивлением обнаружил в годовой подписке «Нового мира» даже рассказ «Матрёнин двор» Солженицына, к тому времени эмигранта… Но были и три специальные библиотеки — в Доме пионеров, детское отделение при городской б-ке и Б-ка в отдалённом микрорайоне. И это при населении в 20 тыс. человек в 1980-е. В каждой из этих библиотек была своя особенность в комплектации. Закрытие библиотек выгодно той организации, которая будет распоряжаться освободившимися площадями. Может это доп. подкормка? Ответить

11-02-20 14:24 Елена Рышкова
Полностью и от души поддерживаю это письмо. Елена Рышкова Ответить

13-03-14 14:50 Jean
That\’s a smart way of tnihking about it. Ответить

11-05-05 14:37 Юрий Иванов
Жаль, я опоздал свою виртуальную лепту внести в защиту детских библиотек. Библиотеки закрывать не перестанут, но, что же, нам за автоматы браться? Ответить

13-03-14 21:54 Jessie
Gosh, I wish I would have had that information eralier! Ответить


Добавить комментарий: