Главная | Главная тема | 

Никакого равноправия

Именно православие формировало на протяжении многих столетий тот самый цивилизационный стиль, который ныне воспринимается как русский. Что более русского можно отыскать в нашей культуре, чем главки допетровских церквей, шатровые колокольни, иконы, старомосковские одеяния – стрельцов, бояр, рынд…

Невозможно создать полноценно развивающуюся цивилизацию из салата равноправных ингредиентов. Злая, вредная иллюзия, что уравнение культур в рамках какого-либо социума может принести что-либо по-настоящему сильное, оригинальное. Это всего-навсего консервация бессмыслицы.

Современное человечество, вспоминая государства и народы древности, прежде всего пользуется определенными эстетическими стилями, которые были выработаны когда-то -- столетия или даже тысячелетия назад. Никто, кроме профессионалов-историков, не помнит бесконечную череду дат, параграфы давно истлевших законов, обстоятельства битв и детали реформ. Но в коллективную память миллионов прочно вошли стили, созданные творческим гением ушедших социумов. Вот стиль Древней Греции. Вот похожий на него, но все-таки совершенно самостоятельный стиль Древнего Рима. Вот византийский стиль. Вот стиль западноевропейского Средневековья. Вот китайский. Вот святорусский, переходящий в старомосковский. В рамках эстетики, заданной определенным цивилизационным стилем, воздвигаются шедевры архитектуры, создаются шедевры живописи и литературы, протекают биографии известнейший исторических деятелей и повседневная материальная культура целых народов.

Ну а сам этот стиль – собрание культурных доминант – рождается всегда и только из сверхценности. Она воспринимается всей цивилизацией как нечто главенствующее, как то, ради чего следует жить, работать, творить, а если понадобится, то и умирать на поле боя. Во всех случаях такой сверхценностью становится для цивилизации какое-то религиозно-философское или, в крайнем случае, религиозно-правовое учение. Для России, например, точнее, для Русской цивилизации, самым очевидным государственным воплощением которой стала Россия, подобной сверхценностью стало православие. Вера в Бога-слово, Бога-истину, Бога-путь, во святую Троицу, в Священное Писание и Священное Предание, плюс совершение христианских таинств по православному обряду.

Именно православие формировало на протяжении многих столетий тот самый цивилизационный стиль, который ныне воспринимается как русский. Что более русского можно отыскать в нашей культуре, чем главки допетровских церквей, шатровые колокольни, иконы, старомосковские одеяния – стрельцов, бояр, рынд… да еще, пожалуй, жития монашеских святых, просиявших в нашей русской Фиваиде, записанные книжных полууставом средневековых писцов?

Да ничего.

Покуда в России главенствовало православие, она была полноценно развивающейся цивилизацией, способной на создание самостоятельных, оригинальных культурных форм. Православие пошатнулось в 18 веке – и пошли заимствования, но творческая душа русского народа под ними еще оставалась живой. Православие получило страшный удар в веке 20-м, и «творческие поиски» нашей интеллигенции всё больше и больше тонули в мертвой воде «самовыражения».

Для того, чтобы начался новый виток Русской цивилизации, необходимо УЧИТЬ НАРОД ПРАВОСЛАВИЮ. В каждой школе, в каждом вузе заполнять духовный вакуум христианскими ценностями. Давать сумму базовых знаний и навык жизни внутри христианской этики.

Что ж мы видим вместо этого? Дикий салат, составленный по принципу «равноправия вер и культур». Вот в нем нечто зеленое, очень навязчивое, претендующее на какую-то пророческую силу, вот густое пахучее, недезодорированное масло от фирмы с эзотерическим названием, а вот и вовсе маленький грибок-шампиньончик, выросший из почвы златолюбивой секты… И всё это, стало быть, у нас должно быть равноправным по отношению к православию. И всё это должно, стало быть, оказывать влияние на стиль формирующейся заново Русской цивилизации.

На выходе будет точно такое же месиво, как и на входе. Месиво вообще ничего, кроме месива породить не может. Таким образом, получится неказистое настоящее, бесконечно далеко продолженное в будущее. И вместо великой культуры, создающий принципиально новый эстетический образ, потомки получат от России всё то же копошение на помойке, которое мы ныне наблюдаем вокруг себя.

Всё это огромное предисловие было необходимым для того, чтобы ясна была позиция, с которой оценена будет инициатива «духовного просвещения», недавно прозвучавшая с самого верха государственной машины. Да, конечно, хорошо, что у предмета, содержащего хотя бы в… как-бы-культурологической форме православную начинку, будет шанс на преподавание в тысячах российских школ. Да, хорошо, разумеется, и то, что власть вспомнила о нуждах русской православной общины. Да, надо радоваться тому, что у нашей Церкви есть рычаги, с помощью которых она может проводить интересы верующих через систему власти.

То есть в целом это очень позитивный сдвиг.

Но.

Хотелось бы выразить тревогу по поводу двух обстоятельств.

Во-первых, когда-то речь шла о введении безальтернативного курса «Основ православной культуры». Это уже была своего рода уступка – не Закон Божий, а его несколько обмирщенный вариант. Оно, может, и неплохо, поскольку для восприятия современной детской и юношеской аудитории Закон Божий был бы «густоват», им бы ОПК проглотить и не поперхнуться... Но все-таки – это была именно уступка, шаг в сторону компромисса. Нынешний вариант «духовно-нравст…» как там дальше? – да как бы ни называлось, это ведь уступка еще большая. А не потребуется ли и дальше разбавлять водичкой толерантности православное духовное просвещение? Оно ведь не общечеловеческое, оно именно православное, и без некоторых элементов теряет смысл. Так хорошо бы НЕ СПОЛЗАТЬ ДАЛЬШЕ по пути компромисса. Отдано и без того уже многовато.

Во-вторых, в речах больших людей звучали какие-то невнятные конструкции в пользу того же месива, т.е. «мультикультурализма» в духе «никого не обидеть», дать возможность даже самой маленькой группке осложнить процесс преподавания своими требованиями, протиснуть вместе с православием какую-нибудь свою «равноправную» маленькую фиговинку. Так вот, вреднее этого в нашей русской системе преподавания я ничего не знаю. Такой духовный гигант как Русская Православная Церковь, «пробил» то, что насущно необходимо и нашей цивилизации, и нашему народу. Но по условиям игры к его победе могут сотнями присосаться юркие меленькие пиявочки. Какие-то, прости, Господи, «основы культуры буддизма», какие дикие «основы светской этики»… Откуда это? Зачем это?

Где только можно, всеми доступными методами, на всех уровнях и всеми силами необходимо воспрепятствовать тому, чтобы нашу трудную и, скажем так, половинчатую победу смогли эксплуатировать в своих целях наши оппоненты по культуре и вере. И не надо стесняться. Речь идет о самом важном нашем интересе, важнее ничего никогда не будет. Уступим здесь – уступим во всём. Наше Священноначалие там, наверху, имеет право и волю определять граничные условия компромисса. У нас же, православных мирян, на низу нет ни такого права и нет такой воли. За каждый миллиметр учебного пространства, которое нам отдают, надо драться беспощадно и нетерпимо. Никакого равноправия!

Дмитрий Володихин


Комментарии:

09-10-28 13:11 Ольга
Вспомнилась история 2-летней давности. У меня сын, тогда ему было 12 лет, спрыгнул из гаража на груду кирпичей, сломал ноги в нескольких местах, порвал связки. Врачи все как один говорили, что ходить он будет с тросточкой... Что пришлось пережить мне, одному Богу известно. После долгих мытарств кто-то подсказал, что надо поехать в Верхотурье - приложиться к мощам Симеона Верхотурского, он в болезнях ног помогает. Поехали мы. ...Через год - мой сын - центральный нападающий юношеской футбольной команды, вся трибуна как завороженная смотрит на него. Решающий матч. Гол! Победа наша. Его классная учительница тоже присутствует, коммунистка \\\\\\\"до мозга костей\\\\\\\", спрашивает меня про тренировки, про дисциплину, воспитание, а я рассказываю про Симеона Верхотурского и свои слезы, про то, что у нас хранится справка с диагнозом \\\\\\\"Никогда\\\\\\\", я говорю, что сила молитв может со дна моря достать. Она подходит к микрофону и говорит: \\\\\\\"Целеустремленность матери и любовь к здоровому образу жизни помогли Николаю принести команде сегодняшнюю победу\\\\\\\"... Ответить
10-04-12 14:31 Марина
Убеждена, в школах необходимо изучать "Основы православной культуры" -Мы - россия, наша литература, наши история и культура зиждутся на православии. Почему мы так боимся слова "Россия", "русский", "православие". Доходит до курьезов-под давлением властей в Пензенской области дети в православной гимназии выбрали курс не "православной культуры", а светской этики. Да разве православная кульура не вбирает в себя и этику, и все остальное? Ответить

Добавить комментарий: