Главная | Главная тема | 

Наши люди в Иордании

В декабре 2009 года в Аммане открылся Российский культурный центр, и представитель Россотрудничества Александр Дорофеев делает все, чтобы укрепить в Иордании авторитет нашей страны. Мы можем гордиться, что у нас на Ближнем Востоке есть такой человек — волевой, честный, прекрасно образованный, болеющий за дело, достойный посланец великой страны и великой культуры.

Что больше всего связывает современную Россию и Иорданское Хашимитское Королевство? Туризм? Бизнес? Православные святыни? Большая политика и узел проблем, возникший после образования Израиля? Ответ, полученный в ходе ближневосточной командировки, включал все эти составляющие. Но было и еще кое-что — неожиданное…

Большое видится на расстоянии: чтобы понять величие России, надо от нее отъехать. Например, в такую небольшую страну, как Иордания, — пять миллионов населения, бедность природы — кругом пустыня да полупустыня, скудность полезных ископаемых — есть фосфаты, но доход от них не может решить всех экономических проблем, например с энергоносителями и с пресной водой… Зато в Иордании есть легендарная Петра — древний город в скалах, целебное Мертвое море и святые места, связанные с жизнью Христа. В общем, в стране есть что посмотреть и чему удивиться.

И все же чудеса и тайны прошлого не смогли затмить впечатлений от встреч с русскоговорящей арабской интеллигенцией. В Иордании около 17 тысяч выпускников вузов СССР, СНГ и России, почти 10 тысяч жен-славянок, уже выросли дети от смешанных браков, многие из которых тоже говорят по-русски и остро воспринимают все, что происходит в нашей стране. Переживают. Называют Михаила Горбачева предателем и очень жалеют, что не могут ему в глаза сказать то, что думают о его роли в развале великой державы.

Удивительно было встретить здесь, в арабской стране, где культура и обычаи так не похожи на наши, чистейший тип советского человека. Лицом к лицу лица не увидать: чтобы понять величие “застойного СССР”, надо было “отъехать” во времени в “лихие 90-е” и в нулевые невнятные. Знания, работа на благо родины, дружба народов, благородство, поиск справедливого мироустройства, возможность для талантливого человека вне зависимости от уровня доходов его семьи получить образование — вот те основы, которые позволяли воспитать тип интеллигента, приумножавшего величие страны. Не все, конечно, были такими, но у людей с ярко выраженным духовным интересом была возможность ставить большие мировоззренческие задачи и строить “цивилизацию знаний”. В любой точке мира, хотя центром притяжения был СССР. Не только потому, что “дети разных народов”, в том числе и посланцы вчерашних колоний, получали образование в наших вузах. Пусть идеология марксизма-ленинизма хромала на обе ноги и в конце концов испустила дух, но была же и повседневная жизнь страны — с грандиозными стройками, с научными открытиями, с культом знания и труда. Неужели идеология сионизма и повседневная жизнь Израиля лучше?! Разве это тот идеал добрососедства, к которому мир пришел в начале XXI века?! Или что, для нормального человека привлекательней идеология однополярного мира — с бомбежками Сербии и с войной в Ираке?!

Об этом мы говорим с членами клуба выпускников советских и российских вузов “Ибн Сина”. Народ на Ближнем Востоке политически грамотен с пеленок, а офис клуба можно назвать “Русским домом” — на стене герб Москвы и рекламный плакат Российского университета дружбы народов, который закончили многие из активистов организации. Прочные знания давали в СССР — выпускникам наших вузов пришлось бороться за место под солнцем, но они с честью выдержали конкуренцию, все состоялись профессионально и не потеряли нравственной основы, духа коллективизма и братства, который познали в юности. Под жарким ближневосточным небом в клубе поют, сливая женские и мужские голоса, “Эх, мороз, мороз…” и “Подмосковные вечера”. А гимн иорданских коммунистов вообще на мотив “Катюши”… И удивительно, как оравнодушилась Россия к своим союзникам в арабском мире, к тем, кто испытывает к нашей стране в прямом смысле родственные чувства — через жен, детей и близких. Выпускники удивляются: общество дружбы “Иордания — Россия” есть, оно действовало в самые трудные годы, а где же “ответная организация”, благополучно скончавшаяся во времена постперестроечной смуты?! Понятно, что дело тут не в деньгах (именно в Иордании как-то особенно стыдно говорить о нашей бедности). Дело в мотивации, намерениях и результатах. И тут невольно начинаешь сравнивать: а какой тип человека и интеллигента взрастила современная Россия за последние 20 лет? Кем мы удивили мир? Кто пришел на смену “элитному” советскому человеку? В чем наша гордость? В вороватых богачах, которые обосновались в Лондоне? В писателях-матерщинниках, оскорбляющих язык Толстого и Достоевского? В девушках, пополнивших увеселительные заведения разных стран? Неужели судьба этих женщин завиднее, чем путь восторженных студенток-интернационалисток, вышедших замуж за арабов?!.

Да, конечно, что-то меняется к лучшему. В декабре 2009 года в Аммане открылся Российский культурный центр, и представитель Россотрудничества Александр Дорофеев делает все, чтобы укрепить в Иордании авторитет нашей страны. Мы можем гордиться, что у нас на Ближнем Востоке есть такой человек — волевой, честный, прекрасно образованный, болеющий за дело, достойный посланец великой страны и великой культуры. Но при всем желании он не может повлиять на качество образования в современных российских вузах, которое стало значительно хуже, чем было в советское время. Для этого вывода не надо проводить социологических исследований — члены “Ибн Сины” видят результаты наших реформ по новым выпускникам, которые иногда возвращаются после учебы, не зная ни профессии, ни языка. Казалось бы, в период демографического спада наше Минобразования должно сражаться за умного абитуриента-иностранца — самое время заполнить вузы толковыми ребятами, которые впоследствии станут не только врачами и инженерами, программистами и учеными, но и будут лояльны и доброжелательны по отношению к России. Но нет: у нас разведут такую бумажную катавасию, что только диву даешься. Например, из-за затягивания сроков получения разрешений для выдачи виз иорданские абитуриенты 2008 года, подобранные по квотам Росзарубежцентра и общества “Родина”, вообще не смогли выехать на учебу. Для сравнения: посольство Украины выдает визы иорданским студентам в течение двух недель с момента подачи документов.

Вот интересно: кто-нибудь за это ответил?! Потому что из-за чиновничьего копания пострадали и люди, и авторитет России. Наше Правительство занято придумками, как заставить сельские школы и медпункты зарабатывать деньги, но удивительным образом напрочь забывает о своих прямых обязанностях: о продвижении российских интересов на мировом рынке образовательных услуг. Внедрить Болонский процесс, чтобы вытряхнуть из карманов населения последние деньги, это пожалуйста, а вот последовательно собирать для учебы умную и талантливую иностранную молодежь — уже непосильный труд. (Кстати, иорданское Минобразования не признает бакалавров из наших вузов — народ быстро понял что к чему в пресловутой “Болонье”!) Свято место пусто не бывает: иорданские студенты едут учиться в бывшие республики Советского Союза. Только в вузы Украины ежегодно отправляется до тысячи человек — в Иордании активно действуют три центральных офиса и около 10 филиалов по набору абитуриентов. Ну правильно, Россия — страна себе на уме, нам не нужны ни деньги, ни люди…

Обидно! Тем более что Украина активно эксплуатирует марку “русского образования”, созданную высшей школой СССР. Сразу забывается “голодомор” и вспоминается русский язык… Но мы не будем укорять братьев-славян, а похвалим их за расторопность: молодцы, поработали вместо нас. Что же касается распространения влияния “русского мира”, то здесь существует прямая зависимость: если молодой человек хочет учиться в России, он будет стремиться овладеть “великим и могучим”. Значит, нужно пропагандировать нашу культуру, науку и образование. Поскольку убеждать в преимуществах нынешнего российского социального устройства весьма сложно, остается агитировать за бесспорные вещи — например, за русскую классику, которая была, есть и будет в сокровищнице мирового литературного наследия.

Но и здесь у нас начинаются необъяснимые странности. Фонд “Русский мир” содействует в издании израильского “Иерусалимского журнала”, где можно прочитать вот такие перлы: “Огромный куб, большой летящий ангел, а у ангела — х…, который посетители кладбища непрерывно отбивают — на память”; “Передайте Лёне, что его послали на х...”; “Понимаешь, ласточка, это такая ситуация, когда все сложилось очень х…” (№ 33, многоточия мои, в оригинальном тексте все слова приведены полностью. — Л. С.). И в то же время “Русский мир” не может найти 2600 долларов на перевод и издание сборника рассказов Чехова на арабском языке!

Что же должен думать о нас, русских, переводчик и поэт Султан Гуссус?! В кого мы превратились и какую культуру несем миру?! Не сомневаюсь, что если бы вдруг иорданцы решили переводить наших литераторов-матерщинников, то грант нашелся бы мгновенно, и не такие жалкие копейки, которые просят сейчас на Чехова. И это безобразие мы наблюдаем в юбилейный год великого писателя!.. Вот вам и “Культурные доминанты русского мира” — название одного из “круглых столов” фонда.

Кстати говоря, на сайте “Русского мира” не удалось обнаружить финансовый отчет. Звонок в фонд отчасти прояснил ситуацию: добросовестные сотрудники подсчитали и сообщили, что в 2009 году грантовая поддержка различных проектов составила около 185 млн рублей. Немало! Но зачем тратить деньги налогоплательщиков на популяризацию русских гениев?! Пробьются и так. А вот бездарностям из “Иерусалимского журнала”, конечно, надо помочь…

Противоречивость нашей “народной дипломатии” ослабляет позиции России на Ближнем Востоке. Как, впрочем, и на Дальнем. Чтобы экспортировать идеи вовне, надо как минимум их иметь в самой стране. Когда рушили СССР, “пятая колонна” подзуживала: мы кормим Азию, Африку и Восточную Европу, сколько можно ехать на нашем горбу! Теперь мы питаем транснациональный капитал в несравнимо больших масштабах. Что, легче стало?! Да и по большому счету, империалисты боролись не с СССР и не с “экспортом коммунизма”. Глубинная цель была иной — человек советский. Боролись с его культурными и мировоззренческими запросами, стремлением к справедливости и истине. Теперь этот тип почти исчез, наш общественный нравственный идеал — беспринципный хапуга. Но откуда же тогда рост коррупции, наркомании, педофилии и антикультуры, если “сделали лучше”, освободились от обязательств?!

История — вещь безжалостная. Каждый день мы пишем ее, и черновиков не будет. Не в Иордании, конечно, дело — проживет и без нас, здесь всегда было сильным влияние Великобритании и США. И арабский мир, и тюркский, и надменная Европа, и сосредоточенные китайцы — все без нас прекрасно обойдутся: никто не поможет России, кроме нас самих. Потому что политики без борьбы не бывает. А в центре любой политики — человек. Будем это помнить, когда в масштабах страны нас возьмется культурно образовывать какой-нибудь Марат Гельман, оправдывающий кощунственные “художественные” выставки в “православной России”…

Москва — Амман — Москва.

Впервые опубликовано здесь

Лидия Сычева


Добавить комментарий: