Мы

Главные лица

Ильдар Абузяров

Василий Авченко

Борис Агеев

Елизавета Александрова-Зорина

Роман Багдасаров

Анатолий Байбородин

Сергей Беляков

Лео Бокерия

Владимир Бондаренко

Владимир Варава

Вероника Васильева

Дмитрий Володихин

Вера Галактионова

Ирина Гречаник

Михаил Земсков

Иван Зорин

Ольга Иженякова

Николай Калягин

Капитолина Кокшенева

Алексей Колобродов

Алексей Коровашко

Пётр Краснов

Елена Крюкова

Владимир Личутин

Вячеслав Лютый

Владимир Малягин

Игорь Малышев

Юрий Мамлеев

Виктор Никитин

Дмитрий Орехов

Юрий Павлов

Александр Потемкин

Захар Прилепин

Зоя Прокопьева

Андрей Рудалев

Герман Садулаев

Владимир Семенко

Роман Сенчин

Мария Скрягина

Константин и Анна Смородины

Татьяна Соколова

Зураб Соткилава

Геннадий Старостенко

Лидия Сычева

Михаил Тарковский

Александр Титов

Багдат Тумалаев

Сергей Шаргунов

Владимир Шемшученко

Лета Югай

Галина Якунина

Владимир Яранцев

Проекты

Библиотека

Классики и современники

Главная тема

Литпроцесс

Новости

Редакция

Фотоархив

Гостевая

Ссылки

Видео

Где купить наши книги

Без комментариев

Они любят Россию

Главная | Главные лица | 

Юрий Мамлеев

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже.

В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе.

После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию.

С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев — Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.

Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» и «Россия Вечная».

Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.).

Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).


Основная библиография

«Изнанка Гогена». Рассказы. Третья волна, Париж, 1982.

«Живая смерть». Рассказы. Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1986.

« Шатуны». Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1988.

«Голос из ничто». Рассказы. Apollon Foundation, Нью-Йорк, 2001.

«Вечный дом». Повесть и рассказы. Художественная литература, Москва, 1991.

«Избранное». Терра, Москва, 1993.

«Судьба бытия». «Unio mistica», Терра, Москва, 1997.

«Черное зеркало». Рассказы. Москва, Вагриус, 1999.

«Бунт луны». Рассказы. Москва, Вагриус, 2000.

«Блуждающее время». Роман. Москва – С.-Петербург, Лимбус-пресс, 2001.

«Россия Вечная». Аиф-принт, Москва, 2002.

«Основные тайны». Рассказы. Вагриус, Москва, 2002.

«Задумчивый киллер». Рассказы. Вагриус, Москва, 2003.

«Конец века». Рассказы. Вагриус, Москва, 2003.

«Мир и хохот». Роман. Вагриус, Москва, 2003.

«Русские походы в тонкий мир». АСТ, Москва, 2009.


Цитата

«...В Москве, среди ровненько-тупых домов-коробочек, в трех-семейной квартирке жил-затерялся холостяк, молодой человек лет двадцати восьми, Сережа Иков. Работал он сонно и хмуро в каком-то административном учреждении бюрократом, то есть подписывал уже подписанные бумаги. Было это существо лохматое, с первого взгляда даже загадочное, вопросительное. Был он страшно деловит, но ничего не делал, очень самолюбив, но безответно. Самое большее, к чему всю жизнь стремился Иков, что составляло единственный, лелеемый предмет его мечтаний, называлось счастьем. За счастье Сережа все был готов отдать. Его странная, не от мира сего, напористость в этом отношении даже отпугивала от него людей...»


О Мамлееве

«Мамлеев, со своей доктриной «России Вечной», с его умным, чувственным, добрым, неагрессивным, «уютным» русским национализмом, по существу, сводящимся к иррациональной любви к России, — удивительная фигура, один из немногих, кто способен вновь сделать привлекательной абсолютно скомпрометированную идеологию. Здесь всем долго внушали ощущение, что Россия — империя зла, и весь опыт проживания здесь говорит о том, что так оно и есть; однако время от времени появляются писатели, способные наделять обычных людей таким зрением, которое позволяет увидеть «тонкие миры», вторую, глубинную Россию — точно такую же, как обычную, но без всеобщего озверения. И вот уж глядя на нее, понимаешь, что это самое… но про такие вещи, конечно, никому, кроме самых больших писателей, нельзя вслух говорить — совсем уж пошлость получается. Но ведь ­чувствуется же, правда».

Лев Данилкин