Мы

Главные лица

Проекты

Библиотека

Ильдар Абузяров

Василий Авченко

Борис Агеев

Роман Багдасаров

Анатолий Байбородин

Сергей Беляков

Владимир Бондаренко

Владимир Варава

Вероника Васильева

Дмитрий Володихин

Вера Галактионова

Ирина Гречаник

Михаил Земсков

Иван Зорин

Ольга Иженякова

Николай Калягин

Капитолина Кокшенева

Алексей Колобродов

Алексей Коровашко

Владимир Личутин

Вячеслав Лютый

Владимир Малягин

Игорь Малышев

Юрий Мамлеев

Виктор Никитин

Дмитрий Орехов

Юрий Павлов

Александр Потемкин

Захар Прилепин

Зоя Прокопьева

Дмитрий Рогозин

Андрей Рудалев

Герман Садулаев

Владимир Семенко

Роман Сенчин

Мария Скрягина

Константин и Анна Смородины

Татьяна Соколова

Геннадий Старостенко

Лидия Сычева

Михаил Тарковский

Александр Титов

Багдат Тумалаев

Сергей Шаргунов

Владимир Шемшученко

Лета Югай

Галина Якунина

Классики и современники

Главная тема

Литпроцесс

Новости

Редакция

Фотоархив

Гостевая

Ссылки

Видео

Где купить наши книги

Без комментариев

Они любят Россию

Главная | Библиотека | Вера Галактионова | 

В набежавшей тьме, при ветре...

Многие достойные мастера пишут сегодня иконы маслом. Но не многие работают по старым канонам, подготавливая всякий раз для написания особые краски органического состава. Эта техника требует от иконописца искусного навыка, предшествет которому долгая выучка. И само появление такой иконы на свет – дело не скорое. Оно не позволяет художнику ошибаться, а требует сразу же – письма начисто. В этой технике работает Ксения Николаевна Соколова. График, член Союза художников СССР, иконописью она занимается последние двенадцать лет. Написаны ею за это время иконы Образ Святой Троицы, Святой благоверный князь Александр Невский, Святая Мария Египетская.

И совсем уж не часто столичные иконописцы получают заказы для храмов Средней Волги, где требования к работам особенные. Знаменитой Сызранской иконописной школой в этой местности веками сохранялся и утверждался тот свод старинных правил написания, соответствовать которым не просто. «Когда был оставлен русский путь», иконопись центра стала равняться на европейские нормы, здесь же, на Средней Волге, сберегалась и чтилась прежняя византийская традиция. А уникальные Сызранские иконы Александра Архиповича Бочкарёва, вплоть до наших дней, являют собою образец той самой подлинности, которая развивалась в конце ХIX-ого – начале XX-ого века, опираясь на прежний лад старательно и любовно. Известны они ценителям всей России. И хотя успехи сызранских мастеров очень долгое время замалчивались и пребывали в тени, были они столь значительными, что разрабатывали их идеи в дальнейшем иконописцы и Верхней, и Нижней Волги. Ныне свет от них идёт особый, он словно усиливается от века к веку…

Да, скорописью Среднюю Волгу удивить сложно. И не всякое творение встречается там с восторгом, особенно если выполнена работа не местными мастерами – не продолжателями Сызранской иконописи. Однако ж сегодня в Храме Космы и Дамиана в городе Тольятти дьяконские врата выполнены московской художницей – Ксенией Соколовой. Более того, Средняя Волга ждёт новых её работ…

Мне же необычайно мила совсем небольшая икона Ксении Соколовой – «Святый Праведный Артемий Веркольский», она написана была по частному заказу. Сегодня великое множество людей просит чудесной молитвенной помощи у этого святого – у двенадцатилетнего светлого отрока, в святость которого когда-то односельчане не просто не поверили, а даже похоронили его за пределами кладбища. Послушному крестьянскому мальчику, который помогал отцу боронить поле и умер от удара молнии, в набежавшей тьме и при ветре, отказано было в обычном погребении рядом с другими – с благочестивыми людьми. То, что не гневом Божиим за мнимые, тайные какие-то грехи поражён был отрок, а, напротив, отмечен особою грозною милостью свыше, – разглядеть ревнители праведности не сумели. Слегка присыпали тело землёй, закидали наскоро берестой, ветками, прутьями – и всё на том.

Свет над нетленными мощами отрока воссиял через тридцать два года. Их извлекли наконец – для поклонения, и стали припадать к ним – в надежде исцелений, в надежде избавления от бед. Чудесным образом помогали людям даже стружки, оставшиеся от икон с образом святого Артемия Веркольского…

Случилось это в XYI веке, в селе Верколе, на Пинеге. И случается по сию пору – и в литературе, и в социальной, в культурной жизни России. Многое вытесняется за пределы придуманной «правильности», из самых благих побуждений, – забрасывается хламом и не удостоено бывает даже самой обычной, малейшей заботы. Да вот только будущим сиянием и нетлением распоряжаются, к счастью, не люди.


Святой архистратиг и чиноначальник Михаил победитель супостатов.

Сызранская иконописная мастерская.


Рисунок 2. Святой праведный Артемий Веркольский. Работа Ксении Соколовой


Ксения Соколова в художественной мастерской.

Вера Галактионова