Крест

Каждый символ содержит в себе значение, которое ему придает прообраз (архетип), живущий в человеческом сознании. Идея архетипа часто бывает настолько сложна, что для ее полного выражения требуется не одно поколение. Более развернуто прообраз может быть передан через миф, легенду, но поскольку обыденная речь плохо справляется с этой задачей, устную традицию и письменность дополняет язык изобразительного искусства.

Изначально единое знание, по мере развития цивилизации, дробится на отдельные отрасли, хотя в единстве науки и искусства можно убедиться на примере основных символов. Самым распространенным из них является крест (кроме него сюда причисляют центр, окружность и квадрат).

Без креста было бы весьма трудно разобраться в пространстве, части которого он отмеряет и соединяет между собой. Три исходящие из центра оси объемного креста создают три ориентации человеческой жизни: биологическую, в соответствии с самой собой (центр), космическую, в соответствии со странами света и солнцем (Восток-Запад, Юг-Север), а также временн Ую, соответствующую небесным светилам (Низ-Верх). По отношению к Земле вертикальная ось является мировой осью вращения, ось Север-Юг — это линия солнцестояния, а Запад-Восток — равноденствия.

Крест геометрически выражает совокупность состояний бытия. С помощью его вертикальной оси индоарии представляли себе активность Неба (Пуруши), пронизывающего горизонталь — пассивные, ждущие творческого импульса Воды (Пракрити). Из их соединения (средокрестия), согласно Ведам, и возникла вселенная. Подобная космогония издревле воплощалась зодчими в перекрестии дорог и улиц города, в приделах храмов и колоннадах дворцов. В африканском племени банту обычная ограда жилища до сих пор имеет форму креста: в центре — дом семейного главы, с четырех сторон от него — жен и родственников.

Благодаря кресту особое символическое наполнение получили 4 стороны света, подразумевающие видимый, земной мир. У большинства народов Восток, являющийся точкой восхода, связан со светом, жизнью, местом упокоения праведников, а Запад, где солнце садится, — с тьмой, гибелью и местом адских мук. Центр же представлялся обиталищем Бога, Неизменной Серединой (Шэнь-янь китайцев).

Строение креста предполагает, что человеческое бытие может развертываться вширь, как амплитуда «земного пути», и — вверх, как восхождение по ступеням лестницы, что называется «путем небесным». Важно лишь помнить, что настоящее восхождение души начинается там, где для нее земные пути сошлись воедино, то есть из центра плоскостного креста, ввысь по вертикали… Наглядное выражение для европейцев эта истина имела в искусстве христианского периода, где, помимо геометрических форм креста, чрезвычайно распространились его совмещенные со Христом изображения.

Они делятся на 3 группы: крест распятия и страстей Господних, процветший крест — Древо Жизни, крест воскресшего Спасителя.

«И вот в страдании своем широко разводит Он руки свои, — писал Лактанций, — и становится соразмерным миру, охватывает его от восхода солнца до заката и всех людей его, разных языков и разных племен, кои под крылья Его прибегнут и символ этот величайший и возвышеннейший в свои границы примут». Пригвожденный ко Кресту, Иисус победил страсти и грехи мира, все что пребывало в нем не от Бога. Смерть для всего временного и преходящего, по учению Церкви, претерпевает и следующий за Сыном Божиим христианин. Подобно Учителю он должен нести по жизни «свой крест». Тип креста-распятия становится наиболее распространенным в западном искусстве начиная со средних веков.

Однако «распявшись миру» и умерев на Кресте, Господь сделал его источником жизни и бессмертия. Тут образ евангельского Креста сливается с древнейшим архетипом Древа Жизни. Отсюда берут начало орнаментованные растительными побегами, процветшие кресты, отвечающие идее вечной жизни, которая пришла в мир через кровавое искупление рода человеческого на горе Голгофе. По преданию, кровь Спасителя стекала по кресту на землю, прожгла ее и достигла черепа первого человека на земле — Адама, захороненного под Голгофой, что знаменовало прощение его греха.

С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево. Через много лет бревно вытесанное из него попало к царю Соломону, не знавшему куда применить его в строящемся Иерусалимском Храме. Царица Савская предсказала Соломону, что на этом брусе будет казнен его потомок — обещанный Мессия израильского народа. Испугавшись, царь велел утопить бревно в Силоамской купели, где оно пролежало до дней Христа. Придумывая мучительную казнь для Спасителя, иудеи достали отяжелевшее от времени Древо и заставили Иисуса тащить его на вершину Голгофы (Христос не раз в изнеможении падал под его тяжестью). После того, как стало известно, что Спаситель воскрес, Древо глубоко зарыли, чтобы не дать верующим поклоняться ему. В царствовании Константина, первого христианского императора, его мать св. Елена предприняла настоящее расследование для того, чтобы обнаружить святыню. После долгих поисков и допросов, один из иудеев признался, где они закопали Крест Господень. Но на указанном месте вместо одного были обнаружены сразу три креста (ведь рядом со Спасителем казнили еще двух разбойников). Только чудо могло определить какой же именно крест святой. В момент их находки мимо следовала похоронная процессия. Императрица и патриарх Макарий распорядились поочередно возлагать на покойника каждый из трех крестов. Прикоснувшись к Кресту Христову, мертвый неожиданно воскрес. Столпившимся людям не было видно Животворящего Древа. Тогда Макарий, встав на возвышенность, поднял Крест во весь рост и показал его народу. С тех пор был учрежден особый праздник — Воздвижения Креста Господня . Ключевые сцены сказания о Кресте подробно отображены Пьеро делла Франческа на фресках церкви Сан-Франческо города Ареццо 1452-1460 гг.

Наконец, третий тип совместного изображения Христа и креста берет начало в евангельских событиях после снятия со Креста и Воскресения. Отделившись от Распятия телом, Спаситель оставил на себе его следы: раны гвоздиные и прободенный копьем бок. Символ слился в Его лице с первообразом. Произошло отождествление Креста и Христа, они стали неотделимы друг от друга в церковном сознании. После восстания Христа из мертвых Крест перестал быть лишь символом страдания и стал эмблемой радости и славы. Таким он предстает на кельтских каменных крестах и армянских хачкарах, в иконографии конца времен, где появление Креста на небе возвестит о времени Суда и Второго пришествия.

Кратко опишем некоторые типы христианских крестов:

1) Тау-крест (от вида греческой буквы), напоминающий о посохе, на котором висел медный змий пророка Моисея, победившего с его помощью чары египетских жрецов. Т-образным был знак, который ставил ангел на челах избранных для спасения людей во время бедствия в Иерусалиме (Иез 9,4). Считается, что форма тау ближе всего к историческому кресту, на котором распяли Христа;

2) Анх. Происходит от египетского иероглифа, означавшего «жизнь»;

3) косой крест апостола Андрея. Этот символ упоминается еще Платоном, считавшим, что таким образом во вселенной проявляется ближайшая к верховному Божеству сила;

4) монограмматические кресты, менявшиеся при каждом римском и византийском императоре. Происходят от римской воинской символики; 5) равноконечный «греческий»;

6) «латинский» четырехконечный с поднятой верхней перекладиной. Напоминает фигуру человека. Перевернутый — называется «крестом апостола Петра» (он был распят вниз головой);

7) свастика (санскритское слово, стало употребляться в Европе с XIX в.), «гаммированный» крест (от греческой буквы);

8) «лотарингский». Верхняя перекладина обозначает табличку «Иисус Назарянин, царь иудейский», приколоченную к распятию по приказу Пилата;

9) «опорный» крест. Ставился на монетах Меровингов, первых христианских королей Франции, на мечах рыцарей и плащах крестоносцев, шедших освобождать Святую Землю. Со вписанными внутрь углов четырьмя маленькими крестиками называется «иерусалимским»;

10) «мальтийский», крест ордена св. Иоанна (госпитальеров). Магистром этого ордена был до своей смерти император Павел I. С тех пор «мальтийский» крест присутствует на многих наградах России (в том числе на крестах «георгиевских» кавалеров).

Кроме того существуют так называемые «папский», «корсунский», «трилистниковый», «криновидный», «каплевидный», «плетеный» и десятки других разновидностей Креста, выражающих тот или иной аспект вероучения, историческую традицию.

В церковном искусстве крест был распространен повсеместно. Это нательные и нагрудные (наперсные) кресты мирян и священников, кресты на куполах храмов, поклонные кресты на дорогах и погостах, самые разнообразные распятия, выносные (из алтаря) и целовальные. Крест был непременным атрибутом многих иконных изображений и орнаментальных мотивов.

В русском православии особенно популярен крест с символическим и буквенным изображением орудий Страстей Христовых (копием («К.»), тростью с губкой («Т.», намоченной уксусом), его можно встретить как отдельно, так и в составе композиций. Нижняя косая перекладина поднята в сторону праведного разбойника, признавшего Христа своим Спасителем и отправившегося после смерти в рай, и опущена в сторону нечестивого разбойника, проклинавшего Христа и попавшего в ад. Инициалы «Ц.С.» расшифровываются как «Царь Славы», а греческое слово NИКА переводится «победа». «М.Л.Р.Б.» — «место лобное, распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», «Г.А.» — «глава Адама».

Видимый на церковных главах крест «с полумесяцем» иногда ошибочно толкуют как символ победы Руси над золотоордынскими мусульманами (полумесяц изображен на знамени пророка Мохаммеда), хотя он появился в русском искусстве задолго до нашествия монголо-татар. На самом деле символика этого креста восходит к катакомбным изображениям Церкви как «корабля спасения», где собственно крест соответствует мачте, а люлька-«полумесяц» — бортам судна. Другой прототип накупольного креста — якорь, также имеющий древнюю символику в христианстве. В некоторых случаях это совмещение архаичной символики Солнца (крест) и Луны (полумесяц), выраженное в апокалиптическом видении Церкви: «И явилось в небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна» (Отк 12,1). В других случаях (как, например, крест XII в. Дмитриевского собора во Владимире) полумесяц обозначает регалию царей и епископов — цату, которую было также принято привешивать к особо чтимым иконам.

В старину на Руси были распространены также киотные кресты. Часто они помещались в специальном отделении, под треугольной крышей, предохранявшей от непогоды. Киотные кресты ставились перед входом в дом или город, на улицах, перекрестках, врезались в могильные, поклонные и обетные кресты и т.п. Иногда над крестовиной возводилось треугольное покрытие, даже когда она не имела киотного креста, что помимо практических нужд (защита от осадков) несло символику божественного покровительства и защиты.

Роман Багдасаров


Комментарии:

09-12-23 19:19 Елена Крюкова
Дорогой Роман, благодарю Вас сердечно и восторженно за Ваши исследования, изыскания, раздумья. Читала Вас давно, рада встретить здесь. Древний символ-знак — то, что нами забыто; к чему мы еще придем, как к невероятной концентрации мысли и информации, совершив во времени гигантский цивилизационный круг. Еще раз — великое спасибо. Ответить