О милосердии и воздаянии

Не предполагал участия в газетной дискуссии, затеянной статьей адвоката А.Кучерены “Вернёмся к колесованию?” Уж очень тема ”Ка­знить? или миловатъ?” остра и болезненна, ибо касается глубинных основ бытия, морали и ценностей человеческой жизни. Доводы оппонентов были, как показалось, до­вольно быстро исчерпаны и выглядели не всегда убедительными. В самом деле: раз­ве, покупая на рынке говядину, кто-нибудь хотя бы на секунду примерял к себе презренную роль забойщика быков на скотобойне? Нечто в этом роде один покупате­ль говядины предлагает другому покупателю в качестве “аргумента” за отмену см­ертной казни: а в палачи, дескать, не пошёл бы? Да простится мне эта “гастрономическая” параллель, но говядину ведь все употребляют.

Допускаю, что А.Кучерена, выступая против применения смертной казни за осо­бо тяжкие преступления и замену её пожизненным заключением, хлопочет не только об адвокатском хлебе с маслом, но и имеет на сей счёт “мировоззрение”. Оно ка­кое-то очень непримиримое по отношению к сторонникам смертной казни. Но и в во­зражениях А.Кучерене не услышалось чего-то важного, из-за чего и следует “доглодать” объявленную “тему”. Потому что, как кажется, речь на самом деле зашла о разных вещах: о необходимости смертной казни по суду за самые отвратительные преступления — или об умягчении, а потом и отмене вообще принципа неотврати­мости наказания в его прежнем виде.

Во времена римских завоеваний солдат-легионер подвергался немедленной казни за самовольное оставление караула или даже за более мелкие нарушения. Римская империя боролась со средневековым хаосом не только силой, но и внедрением прин­ципа соблюдения закона, каким бы жестоким он ни был. Читатель скажет: так то — глубокая древность, к тому же в условиях войны. Но именно Римская империя привила Европе так называемое “римское право”, вошедшее своими основными положениями во все европейские конституции и составляющие основу современного судопроизводства. Римляне, ко­нечно, опирались на процесс ещё более древнего законостановления, корни которого обнару­живаются и в Ветхом Завете, и которые заключаются в принципе воздаяния: “Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь”.

Современное государство — наиболее действенный и сильный институт, удерживающий зло от лавинного распространения, источник же зла не абстрактная или мисти­ческая сущность, а сам человек. Не случайно вопрос об отмене смертной ка­зни начинает будироваться в момент, когда общество погребено валом преступности и находится в состоянии моральной дезориентации. И с тем большим воодушевлением оно подхватывает дискуссии о “гуманизации” наказания, чем мощнее преступные деньги и напор криминала на государственное законотворчество и судопроизводство “продавливает” идею отмены смертной казни. Ведь понятно, что наш президент поддерживает идею не только из солидар­ности с Европой, в которой смертную казнь отменили, а и потому, что является также “гарантом” неприкосновенности и высшего слоя общества, которое сильнее и криминализовано. А ведь ныне криминализованы не только внутренняя политика — что подтверж­дается событиями вокруг приватизации и “дефолта” — но и мировой процесс товаропроизводства и вообще — международная политика. Конечно же — это война, хотя бы на улицах наших городов и не происходит прямых боевых столкновений и бомбёжек: война со всеми её атрибутами — жестокостью, хищностью, алчностью. Зримые и незримые вой­ны идут за передел территорий и доходов, и тот или иной высший политик оказыва­ет влияние на направление военных ударов, исходя из интересов акционеров той или иной собственной компании. Героиновая торговля из Афганистана, например, может за год спалить население такой европейской страны, как Бельгия — если ей не поставить заслон и не расправиться с ней самым жестоким образом. Жестокость антинаркотических законов считается оправданной, ибо счёт здесь идёт на десят­ки и сотни тысяч жизней, и стоит вопрос о здоровье миллионов людей. И не подтвер­ждается мнение, что жестокость порождает ответную жестокость. Наоборот: последовательность в законном применении воздаяния вызывает страх у потенциального преступника и заставляет его от­казываться от преступления.

В Европе за воровство соковыжималки из магазина приговаривают к заклю­чению под стражу в довольно комфортных условиях, а не к отрубанию руки, как это бытует в некоторых азиатских странах — потому, что подобная степень воздаяния счи­тается чрезмерной. К смягчению приговора могут привести и некоторые другие обстоятельства: первая судимость, например. Но лишь в одном случае принцип во­здаяния ослаблен или даже отменён: в случае приговора к пожизненному заключению вместо смертной казни за наиболее зверские преступления. За убийство, за серийные убийства, за растление малолетних детей — что Ф.М.Достоевский считал самым страшным преступлением, которому нет оправдания — за самые ужасные проявления порочности, алчности и жестокости. Жертва — трепещи, а душегуб будет спасён от воздаяния, подпадая под дискуссию о ми­лосердии.

Одно справедливое возражение противников смертной казни — о возможной судебной ошибке — подтверждается фактами казни людей, не виновных в пред­ъявленном им обвинении. Судебные ошибки и рутинные юридические заблуждения сопровождают и менее серьёзные дела — о подлогах, воровстве, супружеских избиениях, однако никто не объявляет приговоры по этим делам жестокими или недействительными. Су­дебное производство допускает возможность исправления ошибок через апел­ляцию или посредством прокурорского надзора. Необходимо лишь усилить контроль над делами приговорённых к высшей мере наказания, более тщательно проводить досудебное расследование.

Противники смертной казни считают жизнь священным даром и в судьбе каждого находят Промысел о человеке. И хотят оставить за преступником возмож­ность раскаяния в содеянном, и видят в отсрочке наказания надежду на его исправление. У верую­щего человека минута раскаяния недалеко — и для такого раскаяния вовсе нет нужды совершать уголовное преступление. Хотелось лишь напомнить,что смертная казнь ранее всегда применялась в отношении деяний, мерзких не только перед законом, но и перед Богом. Конечно же, жизнь — священный дар и лишать человека жизни — это не по-Божески, а по-человечески: мы ведь по-прежнему живём не в обществе, которое руководствуется христианскими заповедями, а по законам кесаря — в мирском, светском государстве.

Если принцип воздаяния отменяется по отношению именно к тяжким преступлениям, он неизбежно станет умягчаться и по отношению к менее тя­жким. Это уже потихоньку и происходит: досудебные сделки с обвиняемыми с целью облегчить их участь, выкупы под залог, прямой торг сторон, бесконечное следственное и судебное крючкотворство. Возможно, в такой именно форме и осуществляется на наших глазах та самая “тайна беззакония”, предсказанная в Апокалипсисе. Если голосующим против смертной казни предложить жить в государстве, где законодательство основано на религиоз­ных заповедях — и потерять руку после судебного приговора за воровство? — они будут первыми, кто не согласится на это. Но тогда нужно быть по­следовательными…

Никогда не приходила мысль взять на себя тяжёлую роль судьи, приговаривающего чело­века к смертной казни по доказанному обвинению: мысль о спасении собственной души занимает больше. К государству же, ограждающему общество от зла, вообще неприложимы категории святости. К жестокой мере полного воздаяния оно прибега­ет из жестокой же необходимости. И аппарат государства рано или поздно встаёт пе­ред дилеммой: или делать исключение из принципа воздяния, как бы ни было оно же­стоко, для особо страшных преступлений, и тогда общество будет затоплено злом — или довести жестокий, но справедливый приговор до исполнения.

И в заключение о милосердии. Вспомнилась в этой связи малоиз­вестная повесть американского писателя Германа Мелвилла — того самого, написавшего знаменитый роман “Моби Дик”. Автор описывает случай, произошедший в ко­нце восемнадцатого века на английском военном корабле. Оружейный начальник — каптенармус корабля — невзлюбил одного из матросов, которого за его наивность, добродушие и огромную физическую силу обожал остальной экипаж — и оклеветал его перед капитаном. Разгневанный наветом матрос убил его ударом атлетического кулака. Военный трибунал по принятому накануне английским парламентом “Закону о мятеже” — принятому по причине прокатившихся по военному флоту восстаний, всколыхнувших всю Англию — должен был по факту убийства вышестоящего начальника приговорить матроса к пове­шению. Что и произошло на следующее утро. И ни прощение капита­на, ни утешение священника, ни собственное раскаяние, ни общее сочувствие эки­пажа к невольному преступнику — не могли повлиять на приговор… Судовой врач отм­етил отсутствие обычных при повешении судорог, а автор этой деталью даёт понять читателю, что милосердный Бог избавил матроса от мук и остановил его сердце в мо­мент повешения.

Кто хочет, может найти в этой повести и мотив исполненного до конца принци­па воздаяния, и мотив милосердия. “Милость к падшим” всегда нужно призывать так же, как великодушным и кротким нужно молиться во спасение души самого душегуба: Богу — Богово.

Но кесарю-то — кесарево…

Борис Агеев