Чтобы не превратиться в безмолвные скобки

Весной Нобелевский лауреат Гюнтер Грасс в своем стихотворении «Что должно быть сказано» высказался по еврейскому вопросу. Даже не столько по этому вопросу, сколько прошёлся критически по поводу политики государства Израиль. Подвергся мощной обструкции, был обвинён в антисемитизме. Потом ему пришлось чуть ли не оправдываться, хотя стихотворение никто и не анализировал, попросту заклеймили.

Захар Прилепин не Нобелевский лауреат, но тоже писатель. В своём наделавшем много шума «Письме товарищу Сталину» он высказывался вовсе не по поводу еврейского вопроса, а по вопросу русскому. Как поётся в одной из песен рэп-группы 25/17: «…меня не интересует демография Таджикистана». Как-то так…

Называние еврейской нации само по себе не является антисемитизмом, но в травле это очень выгодный и часто краплёный козырь, чтобы очернить, заклеймить, крикнуть «Ату!» и начать побивать камнями. Чтобы объявить нерукопожатной, а то и попросту назвать «мразью», что и сделал в буйном запале Игорь Иртеньев. Притом что все нас призывают быть терпимее и максимум толерантными…

Но разве во всём этом не слышится голос «нет» не антиподов, а именно прямых наследников палачей, тех, кто расстреливал людей, мартиролог которых привел Дмитрий Ольшанский? Разве нет? А по мне это близнецы и братья – и сталинизм, при всём жутком наполнении этого бесконечно многозначного понятия, разве не у них в головах сидит, разве не в этих закоулках мозговых извилин плотно засело тоталитарное мышление?..

Сталин универсальный герой для любой ситуации, для любой идеологии, восприятие его личности, его роли может быть бесконечно многообразным, потому и разговоры вокруг него будут ещё долгое время достаточно актуальны. Несколько лет назад на местном северодвинском телевидении состоялся эфир программы, посвящённой памяти жертв Ягринлага. Сталин был безоговорочно представлен как пленитель, мучитель и убийца десятков тысяч людей только в наших краях (хотя практически в самом начале передачи пафосная цифра жертв была подправлена и уменьшена в разы). Здесь приглашенные не пытались понять и порассуждать, почему достаточно много людей голосуют и оправдывают жертвы, например, во имя индустриализации. Вместо этого достойнейшие люди стали устраивать им публичную экзекуцию и порку, обвиняя в чём угодно. Скатились до высказываний, что это голосуют потомки палачей и охранников. Чем такая психология, такой подход отличается от ненавистного им сталинизма, я понять не могу?

Но это ладно, Бог с ним со Сталиным. Письмо Прилепина, конечно же, не о нём, не о евреях и даже не о либералах. Здесь это всё факультативные фигуры. Это письмо о русском человеке, об «отмирании русского этноса», что многие хотят представить за «объективный процесс». Это письмо об отцах, которых не должно стесняться, но которые были растоптаны на рубеже 80 – 90-х годов, и это унижение и топтание продолжается.

Это вообще огромная проблема: рассмотреть и понять то унижение, которое претерпел мужчина, отец семейства на сломе эпох в нашей стране. В моём индустриальном городе подавляющее большинство этих мужчин работало на заводах, они безмерно гордились этим. Гордились, что делают большое дело для великой державы. Гордились, что в полной мере могут обеспечить свои семьи, каждый год вывезти их на отдых, не ограничивать себя в количестве детей. Всё было в их руках, включая и будущее, которое было понятно и осязаемо. Но потом пошёл надлом. На заводах почти иссякли заказы, людям задерживали зарплаты, периодически подкидывая им крохи, назвали «быдлом», «совком», ведь они не могут идти в ногу со временем, не могут рвать, унижаться, обманывать, напёрсточничать и барыжить, то есть брать от жизни всё.

Позже я часто видел этих отцов семейств в дешёвых алкогольных клоаках. Сегодня ему швырнули двести рублей. На это всё равно не прожить, и он их пропивает, сгорая на глазах. С этим стыдно прийти домой, посмотреть в глаза детей, жены. Многие лезли в петлю, начинали болеть, становились тенью, ведь понятный их мир, которым они жили и к которому были приучены в большой стране с грандиозными задачами, разом развалился на осколки. Тогда отец одного моего друга – отличный врач – наложил на себя руки. Петля стала единственным средством обратить внимание на хронические невыплаты зарплат, ведь дальше он не мог смотреть в глаза своим подчинённым-коллегам. Об этой трагедии русского мужчины ещё мало что сказано.

«Это ведь при тебе людей убивали, а при нас они умирают сами», – пишет Прилепин в своём письме-памфлете. Это естественный процесс, показатель неполноценности русской нации, семьи народов, которую русский человек объединил?

Я ребёнок Советского Союза. Рос с ощущением великой могучей и даже праведной державы, которой можно было безмерно гордиться. История моей страны приводила в неизменный трепет, и я её любил, в том числе за её историю. Мне другой такой страны не надо!.. А Великая война, а пулевое отверстие под лопаткой моего деда! Мой космос был наполнен гордостью, полнотой. Дальше стала разрастаться «чёрная дыра» нигилизма.

«В глазах «новых учителей» русская культура – это «плохая» культура, строить её нужно заново, как бы на пустом месте» – я очень люблю эту цитату большого учёного академика Александра Панченко. Правда, говорил он это применительно к 17 веку, да и «новые учителя» не являются обозначением принадлежности к какой-либо народности. Тогда «плохую» культуру предполагалось исправить через просвещение россов – в наше время на просвещение никто не надеется, его выхолащивают. Процесс вымирания, говорят, естественный. Происходил и происходит он параллельно с растаскиванием остатков былой мощи и богатства великой страны.

Надо расчистить плацдарм – патетически блистал своей риторикой Базаров. Здесь нет ничего, пустота, дикая степь. Один мой знакомый, моложе меня на десять лет, сказал: хочу, чтобы мои дети обязательно жили и учились заграницей. Одиннадцатиклассница с истовой уверенностью как-то заявила, что с окончанием школы обязательно поедет в Чехию учиться: «Тут ловить нечего!» Валить, валить! Пустота разрастается…

Эпос превратился в анекдот. Или так его представили – вот вопрос, вывернули. Развернулась ярмарка, бесконечный шутовской скомороший карнавал, который заскакивает в своём безумном вихре даже и в храм.

Собственно, об этом письмо Прилепина, которое все пытаются вытащить в плоскость антисемитизма, красно-коричневого ксенофобского жала. Это письмо о том, что практически с Русско-Японской началась Столетняя война, в состоянии которой Россия пребывала весь ХХ век и наследие которой разгребает сейчас. Чтобы выстоять в этой роковой схватке страна шла на всевозможные жертвы, она стала коллективным Матросовым, вновь и вновь самоотверженно бросалась на вражеский дзот. Это сражение происходит и поныне, наше Отечество дробят, разрывают его единый телесно-духовный организм, заставляют стесняться наших отцов. Разве об этом можно молчать?!

«Почему я молчу, зачем так долго замалчиваю

то, что и так очевидно и репетируется давно

в планах-играх, в конце которых

мы все, если выживем, превратимся в какие-то безмолвные скобки?» –

так начиналось гонимое стихотворение Гюнтера Грасса.

Андрей Рудалёв, г. Северодвинск